Термин «салаф» с арабского языка означает предшественник, предок, который вытекает из хадиса Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Лучшие из вас – это моё поколение. Затем следующие за ними. Затем следующие за этими. Затем следующие за последними». Пророк имел в виду сподвижников, которые бок о бок с ним распространяли религию Всевышнего Аллаха, табиинов и таби ат-табиинов. Именно это первое поколение мусульман принято называть Салаф ас-Салихин – праведные предшественники. И не стоит путать их с теми, кто сегодня гордо называет себя салафитами, но при этом призывает мусульман к террору и насилию, бесчинству и раздору. Это псевдосалафиты.
Необходимо отметить, что подавляющее большинство последователей течений экстремистского толка придерживаются именно салафитских воззрений. К ним можно отнести запрещенные на территории Казахстана и других государств такие террористические организации как «ИГИЛ», «Фронт ан-Нусра», «Аль-Каида», «Ат-такфир уаль-Хиджра», «Лашкар-е Тайиба», «Имарат Кавказ» и другие.
Одним из основных различий праведных предшественников Салаф ас-Салихин от современных салафитов является призыв последних отказаться от всех мазхабов и следовать путем сподвижников. По их логике, современные мусульмане настолько отдалились от истинной религии и последовали за мазхабом, что перестали следовать Корану и Сунне Пророка.
В итоге методика современных салафитов привела к еще большему отдалению от Ахль ас-Сунны валь-Джамаа и дроблению на более мелкие течения. Первое же поколение мусульман, напротив, призывало к единству и согласию, остерегало мусульманскую умму от смут и разногласий.
Салафиты же приравнивают к кафирам тех мусульман, которые не совершают пятикратный намаз, а это верный путь к экстремизму. Как видим, современные салафиты не имеют никакого отношения к праведным предшественникам, кроме как прикрываются их светлым именем.
Они признают лишь своих шейхов, лидеров и основоположников идеологий. Другие ученые для них не имеют никакого значения, они отбрасывают их взгляды, методики суждений, считая всех последователей мазхаба заблудшими, хотя истинным Салафом ас-Салихин был Абу Ханифа из числа табиинов, который действительно видел сподвижников Пророка и обучался у них.
С самого начала, когда человека пытаются приобщить к идеям салафизма, ему внушают, что истинный мусульманин это тот, кто придерживается пути сподвижников, живших во времена Пророка. Им вбивают в голову, что правильный Ислам и вера якобы присущи только им, а мазхабы были придуманы людьми уже после сподвижников и сбили мусульман с верного пути. Тем самым закладывается неприятие имамов, служителей ДУМК, теологов, которые придерживаются ханафитского мазхаба.
Основными идеологами современных салафитов являются религиозные деятели более позднего времени. Среди них ибн Хади аль-Мадхали, Ясир Бурхами, Мухаммад ас-Сурур и другие.
Конечно, трудно утверждать, что эти люди желали создать течение, которое впоследствии станет причиной многих бед, однако их последователи возвели взгляды своих шейхов в такой ранг, который не позволяет признать вынесенные ими фетвы и воззрения ошибочными. А некоторые слова вовсе вырваны из основного контекста и искажены в более поздние времена.
На сегодняшний день мнения идеологов салафизма преподносятся не иначе как последняя истина, которой должен следовать каждый верующий. Иными словами, современные салафиты являются обыкновенными зомбированными людьми, верящими лишь в истинность своих воззрений и причисляющих всех остальных к заблудшим.
Не секрет, в Казахстане сформировались различные общины нетрадиционных религиозных течений. Если посмотреть на мировые религии, то нетрудно заметить, что в каждой из них есть свои ответвления. Посланник Аллаха предупреждал верующих: «Иудеи разделились на 71 течение, христиане – на 72, мусульмане разделятся на 73 течения, одно из которых попадет в рай, а 72 – в ад». Обратите внимание, когда один из сподвижников спросил: «О, Посланник Аллаха, что это за группа, которая будет спасена?», Пророк ответил: «Та, что на моем пути и пути моих сподвижников (сахаба)».
В действительности же, хадис, переданный от Малика ибн Анаса: «Воистину, моя община не объединяется в заблуждении, если увидите разногласия, то обязательно присоединитесь к большой группе (большинству)!» указывает на суннитов (Ахль ас-Сунна валь-Джамаа), которые в вероучении придерживаются Матуридитской и Ашаритской школы и на сегодняшний день составляют более 87 процентов от всех верующих.
Представители салафитского направления называют себя людьми, идущими по пути настоящих салафов, то есть сподвижников Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), но это большое заблуждение и самообман, потому что настоящими последователями салафов являются ашариты и матуридиты, которые придерживаются четырех канонических мазхабов – ханифизм, маликизм, шафизм, ханбализм. Нельзя забывать, что Пророк говорил о 73 течениях, из которых 72 – заблудшие. Если вникнуть в вышеприведенный хадис: «Воистину, моя община не объединяется в заблуждении, если увидите разногласия, то обязательно присоединитесь к большой группе (большинству)!» и в статистику, то станет понятным, кто является большинством, а кто меньшинством. Еще раз повторюсь, на данный момент подавляющим большинством являются представители Матуридитской и Ашаритской школы.
Нужно еще отметить, что часто салафизм отождествляют с такфиризмом. Мы же должны знать, что такое такфиризм, чтобы уметь различать их. Такфиризм это деструктивная псевдорелигиозная идеология, присущая всем ответвлениям салафизма. Они вводят в заблуждение людей в вопросах веры и неверия, единобожия и приобщения сотоварищей Всевышнему. Прикрываясь такими лозунгами, как «чистый ислам», «чистый таухид» (единобожие), они тем самым вносят смуту в ряды молодежи.
Само слово «такфир» означает провозглашение кого-либо неверным, обвинение в куфре (неверии). Что касается трактовки этого слова в шариате, то оно означает «безосновательное обвинение кого-либо в куфре, считать его кафиром (неверным)». Смута под названием «такфир» появилась еще во время правления халифа Али, она стала самой большой фитной смутьянов, которые впоследствии были названы «хариджиты» (обособленные). Хариджиты привнесли множество неправильных трактовок в акиду, тем самым прослыли как приверженцы самого вредоносного в истории ислама течения. Они сбились с прямого пути, и выдумали, что человек, совершивший большой грех, становится кафиром, выходит из лона Ислама и будет вечно гореть в аду. Вследствие этого среди мусульман возникли разногласия.
Основной причиной того, что некоторые молодые люди попадают в сети такфиризма, является то, что у них не хватает или вообще нет элементарной религиозной грамотности. Происходит это потому, что они не получают основные знания по религии в семьях, и в результате этого вынуждены искать информацию из разных источников, нередко принимая ложное учение за знание.
В Казахстане единственным учреждением по просвещению в сфере Ислама являются непосредственно ДУМК (муфтият), мечети, медресе и сайты при ДУМК. В фетве ДУМК от 7 ноября 2013 года была дана оценка такфиризму как нововведение в религии. Эта фетва была опубликована в ряде отечественных СМИ.
Во всех ответвлениях салафизма существует понятие такфиризма, однако мадхалиты не озвучивают эту идею во всеуслышание, а распространяют только среди «своих». Это очень опасная тенденция. Например, они принимают за свойства и качества Аллаха такие понятия, как «Аллах на небесах», «Утвердился на Троне». А всех, кто не согласен с этим, считают «муъаттила» (не верующие в качества и свойства Аллаха). То есть они не считают мусульманами тех, кто не согласен с их акыдой. Конечно, все это – большая угроза единству всей казахстанской мусульманской уммы.
Люди, зараженные идеями салафизма, склонны к радикализации, проявлению чрезмерной агрессии к легитимному правительству, представителям других религий, светским гражданам. Для достижения своих политических целей они готовы использовать все средства, в том числе в виде вооруженного конфликта.
Салафизм изначально и всецело противоречит принципам и предпосылкам традиционного Ислама (Ахль ас-Сунна). Особенность салафитов – оскорбление истинных исламских ученых, проявление сопротивления следованию мазхаба и подчинение лишь своим лидерам, непризнанным среди исламской уммы.
Связи с этим ДУМК предпринимает в борьбе с деструктивными течениями следующее действия:
– Во-первых, со всех минбаров мечетей постоянно идут проповеди об опасности и пагубности деструктивных течений.
– Во-вторых, выпускаются книги и брошюры, раскрывающие суть этих идеологий, каналы и методы вербовки новых адептов. Наряду с этим, выходят в свет труды, посвященные традиционному направлению Ислама, пропагандирующие ханафитский мазхаб.
– В-третьих, при ДУМК, как вы знаете, с 2013 года начал функционировать Совет улемов, который, основываясь на принципах Ислама, занимается своевременным решением актуальных вопросов, касающихся общественной жизни мусульманина, принятием концептуальных документов и фетв. Также при ДУМК созданы информационно-пропагандистские группы, которые ведут работу с населением по профилактике экстремизма и разъясняют основы традиционного ислама. Это только часть мероприятий, которые проводятся ДУМК по борьбе с псевдорелигиозными течениями.
Хотелось бы призвать соотечественников и особенно молодежь быть бдительными и получать знания об Исламе из заслуживающих доверия источников, в том числе из сайтов при ДУМК и мечетей, где постоянно выступают наши теологи, исламоведы и религиоведы. Сегодня в наших мечетях работают квалифицированные имамы и священнослужители, мы выпускаем множество книг, одобренных Комитетом по делам религий, так что нет нужды прислушиваться к псевдорелигиозным «шейхам» из-за бугра.
Ершат Онгар, заместитель председателя ДУМК, наиб муфтий, Доктор PhD