Сакральные места – это почитаемые среди населения страны памятники культурного наследия, светской и религиозной архитектуры мавзолей и природные ландшафты, кроме того, места с устойчивыми историческими ценностями связанные со значимыми политическими событиями. Объекты, занимающие важное место в общественно–политической жизни Казахстана, как символы историко-культурного наследия и национального единства.
В 2017 г. в Петропавловске была создана интерактивная карта сакральных мест Северо-Казахстанской области, в которую вошли 19 объектов. В финальном варианте региональной карты будут значиться около 40 сакральных мест.
В списке сакральных мест Северо-Казахстанской области в настоящем определено 25. Ежегодно список пополняется новыми памятниками истории. Из 25 сакральных объектов области – 6 имеют общенациональное значение. В их число входят резиденция Абылай хана в Петропавловске, Мемориал Карасай и Агынтай батырам в Айыртауском районе, в этом же районе находится уникальный памятник – поселение Ботай, где 5,5 тысяч лет назад впервые в мире была одомашнена лошадь. Данный факт доказан учёными и исследователями.
Также в список республиканских сакральных мест входит усадьба бабушки Чокана Валиханова – Айганым, которая располагается в селе Сырымбет Айыртауского района СКО. Список пополняет уникальный алтарь «Золотая звезда», находящийся в католическом костёле с. Озёрное Тайыншинского района СКО. Замыкает эту «шестёрку» место захоронения батыра и талантливого полководца Кожабергена жырау – близ села Благовещенка Жамбылского района.
В список 25 сакральных мест области входят 7 объектов, расположенных в Петропавловске. В их число входят резиденция Абылай хана, собор святых апостолов Петра и Павла, храм Всех Святых, мечеть Дин-Мухаммад, мечеть «Кызыл Жар», римско-католический костёл или Храм Пресвятого Сердца Иисуса и место захоронения отца поэта Магжана Жумабаева – Бекена Жумабаева. Все они, несомненно, являются частью истории нашего города, области, некоторые – даже республики.
Остановимся подробнее на культовых сакральных объектах.
Археологический памятник Ботай (Айыртауский район)
Археологический памятник Ботай открыт в 1980 году. Он находится на юге Северо-Казахстанской области в Айыртауском районе. Площадь поселения 15 гектар. Археологов сразу заинтересовало большое количество впадин, оставшихся после разрушенных жилищ. Раскопки на поселении превзошли самые смелые ожидания археологов.
На поселении за период его существования было построено не менее 250 жилищ. Ученым удалось реконструировать весь процесс строительства жилищ древними строителями. Вначале выкапывали котлован многоугольной или округлой формы. Глубина котлованов 60-80 см, площадь от 30 до 70 кв. м. Затем мочили глину и комками укладывали в стены, которые изнутри и снаружи укрепляли костями животных.
Ширина стен древних жилищ составляла 80-120 см, высота – от 60 до 100 см. Рядом с жилищами рыли специальные ямы, из которых брали глину для обмазки стен и пола. По периметру стен возводили из бревен шатровое перекрытие с отверстием в центре для дыма. Щели между бревнами замазывали глиной, а сверху покрывали дерном и шкурами животных. Таким образом, высота внутри помещения составляла 250-320 см.
Исследования поселка Ботай велись Кокшетауской археологической экспедицией в 2006 году. Основной объем работы был связан с охранными раскопками в южной и восточной частях памятника. Кроме охранных раскопок проводилась частичная засыпка мелких оврагов в северовосточной части поселения у истока крупного оврага, где ежегодно в весеннее время провоцируются новые мелкие овраги. Таким образом, вся береговая линия поселения подверглась охранным раскопкам.
Общая площадь раскопа составила 592 кв. м. Всего за три последних года исследований выполнен значительный объем археологических и охранных работ. Всего было вскрыто 1756 кв.м. культурного слоя, сделано более 20 тысяч находок.
Мечеть Дин-Мухаммад (г. Петропавловск)
Мечеть «Дин-Мухаммад» построена в 1851 году татарским купцом Дин-Мухаммадом Бичуриным. Рядом с мечетью располагалась медресе. Ледниково-атеистический период в истории Петропавловска не обошёл стороной и это культовое учреждение. Мечеть перестала функционировать по своему прямому назначению в 1938 году. Затем был разрушен минарет, михраб, здание ветшало и стало непригодным для богослужений.
В ней в разные годы находились такие учреждения, как баня и различные спортивные организации. И только в 1996 году, когда в городе была зарегистрирована татаро-башкирская религиозная община мечеть и прилегающую территорию передали верующим. Спустя два года – в 1998 году здание начали реставрировать. В 2001 году был восстановлен минарет.
Центральная мечеть Петропавловска «Кызыл Жар» (г. Петропавловск)
Центральная мечеть Петропавловска «Кызыл Жар» является одной из самых современных сакральных мест города. Его строительство было начато уже в новом тысячелетии – в 2002 году. Мероприятие затянулось на несколько лет из-за нехватки средств. И только под покровительством короля Саудовской Аравии султана Бен Абдель Азиза, который выделил 2 миллиона долларов США для завершения строительства, а также за счёт спонсоров и пожертвований верующих Северного Казахстана, стройку удалось завершить.
В 2005 году состоялось торжественное открытие мечети. Здание является украшением центральной части города. В основании оно напоминает восьмиконечную звезду. Культовое сооружение венчают один большой и четыре малых полусферических купола ярко-синего цвета. Мечеть имеет два минарета, высота каждого – 42 метра. Одновременно мечеть может принять около 1 тысячи прихожан.
Городская мечеть «Нұр» (г. Петропавловск)
Эта мечеть пока не входит в сакральные объекты Казахстана, но североказахстанцы очень надеются, что скоро войдет, поскольку мечеть является одной из старейших.
Каменная мечеть построена в 1882 году на средства татарского купца Халита Янгуразова. Татарские купцы предпочитали строить мечети на территории своих дворов, вследствие чего они составляли единую архитектурную композицию с домом и надворными постройками. Один из таких дворовых комплексов, воздвигнутый купцом Янгуразовым, сохранился и по сей день.
Здание построено из кирпича, одноэтажное, в плане имеет прямоугольную форму (10х30 м, без минарета). Историческая часть мечети – монолитный параллелепипед, объединённый под единым архитектурным фризом и общим фронтоном боковых фасадов. Оконные проёмы лучковой формы, которые в свою очередь обрамлены полукруглыми пилястрами.
Прямоугольная мечеть, имеющая в южной части полукруглый выступ с купольным сводом – михрабом, богато декорированным аттиком, и прилегающий к ней двухэтажный особняк, сохранивший изразцы и удивительно красивые своды, – яркая достопримечательность города. Мечеть обслуживала жителей большого района нашего города.
После 1917 года здание занимали различные учреждения образования. В 1930-е годы мечеть была закрыта и использовалась не по назначению (пионерский клуб). В 60-80 годах ХХ века здесь находилась спортивная школа. В 1936 году был разобран минарет.
В 1991 году возвращена верующим. При реконструкции в 1995 году прежний иглообразный минарет не был восстановлен. В настоящее время мечеть передана мусульманской общине города Петропавловска.
Председателем правления мусульманской общины при мечети был К.К. Кангужин. 20 октября 1992 г. главным имамом мечети назначен Серик Абилханович Сулейменов, являющийся в 1990-1995 гг. гл. имамом Северо-Казахстанской области. Официальное открытие мечети состоялось в 1993 г.
В марте 1994 г. здание взято под охрану государства как памятник культовой архитектуры. В 2008 г. мечеть зарегистрирована в качестве филиала ДУМК, а в 2012 г. прошла перерегистрацию под названием «Городская мечеть «Нұр».
Собор святых апостолов Петра и Павла (г.Петропавловск)
Собор святых апостолов Петра и Павла – одно из старейших сохранившихся зданий города. Изначально на его месте в 1813-1815 годах на средства прихожан была построена Покровская казачья церковь.
Первоначально церковь была заложена в 1803 году, в 1812 году её разобрали, а 22 октября 1813 года на том же месте, но с некоторым уменьшением, заложили новую каменную трёхапостольную церковь.
Главный престол в честь св. апостолов Петра и Павла, северный – в честь святого Николая Чудотворца, южный – в честь покрова Пресвятой Богородицы. В 1838 году от пожара сильно пострадала каменная колокольня. Её разобрали и вместо неё в 1844 году заложили новую, стоящую отдельно от церкви, соединённую с ней коридором.
Строительство колокольни было завершено только в 1848 году. В 1920-30 годах началась эпоха безбожья. В это время шло массовое разрушение храмов и гонение священнослужителей. В 1938 году Президиум Петропавловского горсовета принял решение о закрытии и использовании её здания для общественных нужд.
С 1938 по 1946 годы Покровская церковь находилась в ведении облместпрома. Здесь выпекали хлеб, пироги, хранили семена масляничных культур. Позднее в здании церкви стали делать махорку. И только в 1946 году здание было передано общине верующих.
Уже через год силами верующих церковь была частично отремонтирована, там начали проводить богослужения. Только в 1952 году храм был восстановлен полностью.
Известно, что до 1950 года собор именовался Покровским. Затем он был переименован в собор св. апостолов Петра и Павла.
Храм Всех Святых или Всехсвятская (кладбищенская) церковь
(г. Петропавловск)
Ещё одна сохранившаяся православная реликвия, входящая в список сакральных мест Петропавловска – Храм Всех Святых или Всехсвятская (кладбищенская) церковь была построена на средства петропавловского купца Саввы Хлебникова и его жены в 1890-1894 годах.
Церковь каменная, однопрестольная. Храм уникален тем, что, несмотря на атеистические времена, из-за которых пострадали многие культовые сооружения города, эта церковь не прекращала работу ни на один день.
Храм Вознесения Господня (г. Петропавловск)
В 1998 г. в Петропавловске был создан общественный фонд по воссозданию Храма Вознесения Господня. В 1999 г. в 19 микрорайоне на ул. Юбилейной (ныне – ул. Ж. Кизатова) было начато строительство храма в память о разрушенном ка-федральном Вознесенском соборе. Шесть колоколов отлиты по специальному заказу в городе Каменске-Уральском Свердлов-ской области. Самый большой из них весит 640 кг.
Иконы для иконостаса и другие предметы, необходимые для полноценной литургической жизни прихода, приобретены в г. Москве. Большая часть стен храма была возведена благодаря акции «Именной кирпичик» – горожанам было предложено пожертвовать на строительство кирпич, на котором написано имя жертвователя или кого-либо из его родственников.
Существенную помощь в организации завершающего этапа работ оказали областные государственные органы. Освящение храма архиепископом Чимкентским и Акмолинским Елевферием (ныне – архиепископ Чимкентский и Таразский) состоялось 26 ноября 2005 г.
В день открытия храма в Петропавловске распахнула двери и новая Центральная мечеть «Кызылжар». В сентябре 2006 г. оба эти культовые сооружения посетил Н.А. Назарбаев.
Этот объект не вошел в сакральную карту.
Храм в честь пророка Илии (с. Лебяжье, район М. Жумабаева)
Лебяжинский храм в честь пророка Илии – один из старейших в Петропавловской и Булаевской епархии. В настоящее время нельзя окончательно утверждать, когда церковь была построена. В то же время, в Историческом архиве Омской области хранятся метрические книги Пророка-Ильинской церкви крепости Лебяжьей, начиная с 1774 г.
Это единственный из сельских храмов Северо-Казахстанской области, который никогда не закрывался во время атеистических гонений ХХ века. В храме имеется почитаемая икона Божией Матери «Благодатное небо».
С 23 августа 2017 г. настоятелем храма является иеромонах Далмат (Прохоров), ранее служивший клириком Кафедрального собора Вознесения Господня г. Петропавловска.
Музея-усадьбы Айганым, бабушки Шокана Уалиханова
(Айыртауский район)
Также в список республиканских сакральных мест входит усадьба бабушки Чокана Валиханова – Айганым, которая располагается в селе Сырымбет Айыртауского района СКО.
В Сырымбете находится музей Шокана Уалиханова – прямого потомка хана Среднего жуза Абылая и дом-усадьба его бабушки Айганым. Усадьба для Айганым была построена в 1824 году по указу императора Александра и генерал-губернатора Западной Сибири Петра Капцевича.
Усадьба была центром культуры и просветительских идей в казахской степи. Усадьба в оригинальном виде не сохранилась, после революции он начала разрушаться и её разобрали, но к 150-летию Уалиханова 1985 года усадьбу восстановили: теперь в её составе есть дом с гостиной, школа, мечеть, мельница, жилой дом для прислуги, баня и хозяйственные постройки.
Мемориальный комплекс Қарасай и Ағынтай батыров
(Айыртауский район)
Рядом с селом Мадениет покоится прах великих казахских батыров Қарасая и Ағынтая. 15 октября 1999 г. здесь был воздвигнут величественный мемориальный комплекс. Мавзолей, посвященный батырам, стал символом единства, дружбы и сплочённости всех народов Казахстана. На высоком холме установлены сооружения в виде двух боевых шлемов, между ними – мечеть. Рядом – скрещенные копья древних воинов.
Мемориальный комплекс Қарасай и Ағынтай батыров является местом паломничества и экскурсий. Ежегодно его посещают тысячи людей со всех уголков Казахстана, а также многочисленные иностранные гости.
Дважды здесь побывал Н.А. Назарбаев. Для паломников и туристов рядом с мавзолеем возведена гостиница. В 2017 г. данный комплекс был внесён в список сакральных объектов Северо-Казахстанской области республиканского значения.
Архистратиго-Михайловский женский монастырь
(с. Пресноредуть, Жамбылский район)
Это был крупный женский монастырь с хорошо организованным и налаженным хозяйством. На его территории располагалось множество строений. Среди них дома с кельями, ткацкая и иконописная мастерские, гостиница для паломников.
Монастырь располагался близ озера, снабжающего местных жителей рыбой. Насельницами монастыря было организовано небольшое подсобное хозяйство в виде ветряной мельницы, кузницы, каретной и кирпичной мастерских.
Монастырь напоминал небольшое отдельное государство. Для безопасности он был огорожен рвом и высокой оградой. Внутри находились дом священника, два храма – деревянный и каменный (последний – в честь Архангела Михаила). Храмы были богаты иконами, которым приходили поклониться тысячи верующих. При монастыре также была обустроена школа для детей-сирот. Там проживало 60 девочек.
В 1921 г. монастырь был разграблен и переоборудован под социалистическую сельхозартель «Труд». В 1950-е гг. здесь располагался клуб. В дальнейшем в здании бывшего монастыря открыли детский дом, в котором жили дети «врагов народа».
Детдом просуществовал до 60-х годов. В настоящее время от всего огромного комплекса монастырских зданий остался острог, стены двухэтажной школы, первый этаж дома священника, фундаменты зданий и сооружений.
Тем не менее, на эту святую землю до сих пор приезжают паломники из разных уголков Казахстана и России. В 2017 г. Архистратиго-Михайловский женский монастырь внесён в список сакральных объектов Северо-Казахстанской области.
Храм Пресвятого Сердца Иисуса (г. Петропавловск)
Храм Пресвятого Сердца Иисуса. Памятник истории и архитектуры начала XX в. – Храм Пресвятого Сердца Иисуса – является старейшей католической святыней, сохранившейся в Казахстане. Это единственный католический храм в нашей стране, сохранившийся с дореволюционных времен.
30 апреля 1999 г. строение передали Римско-католическому приходу «Святая Троица» для проведения ремонтно-реставрационных работ. Торжественное освящение нового храма состоялось 12 сентября 1999 г. Реконструкция осуществлялась с 1999-2001 гг. Настоятелем был назначен о. Збигнев Котлинский.
7 июля 2002 г. отреставрированный храм повторно освятил Апостольский Администратор Казахстана Епископ Ян Павел Ленга.
В 2012 г. при о. Анджее Михоне приход «Святая Троица» прошел государственную перерегистрацию. В 2013-2015 гг. настоятелем был о. Дариуш Пашинский, с 2015 и по сегодняшний день настоятелем прихода является о. Томаш Якубчак.
С точки зрения архитектуры храм представляет собой типичный польский костел конца 19 в.: добротное каменное строение, имеющее строгие и сдержанные формы, без элементов декора.
В 2017 г. храм стал сакральным местом Северо-Казахстанской области.
Алтарь «Звезда Казахстана» (с. Озёрное, Тайыншинский район)
2 июля 2014 г. в приходе «Царица Мира» установили необычный Алтарь – «Звезда Казахстана». Данная Святыня – подарок от католиков Республики Польша.
По словам отца Войцеха, алтарь является частью большого проекта «12 звезд в венце Девы Марии». Дело в том, что во многих католических изображениях Дева Мария представлена в венце, который украшают 12 звезд.
«Несколько лет назад у представителей европейской общины Communita Regina della Pace («Царица мира») возникла и постепенно стала развиваться идея об установке алтарей в 12 местах, находящихся в самых разных точках земного шара. Эти места предназначены для постоянной молитвы людей о благодати мира, а алтарь символизирует продолжение этой молитвы, – рассказывает настоятель прихода. – Первый алтарь «Иерусалимский триптих» был установлен на святой земле Иерусалима, позже его перенесли в Вифлеем».
Когда встал вопрос о том, где будет находиться вторая «Звезда», польские католики решили встретиться с настоятелем прихода села Озерного, где прихожане осуществляют ежедневную молитву о благодати мира с 1996 года. Делегация из Польши побывала в этих краях и нашла место подходящим для установки второй реликвии, которую было решено назвать «Звезда Казахстана». Все не случайно: каждое из 12 мест, по задумке, каким-либо образом должно быть связано со страданиями человека.
«После определения места для установки алтаря художник разрабатывал его проект. Причем, каждый из 12 алтарей имеет свою специфику, связывающую святыню с местом, – поясняет отец Войцех. – Центром алтаря является специальный сосуд для хранения святых даров – дароносительница, имеющая форму Девы Марии. На сосуде нашего алтаря имеются элементы, олицетворяющие историю появления озера: сети, очертания маленьких рыбок и католических четок».
Алтарь «Звезда Казахстана» выполнен в оригинальной технике с использованием золота и титана польским мастером Мариушем Драпиковским. Это очень сложная инсталляция, выполненная из разных металлов (в том числе, из золота и титана), драгоценных камней и стекла. При создании алтаря использовалась и символика казахстанской земли – орнаменты, для того, чтобы сделать узор богаче. Это знак уважения Республике и народу, который здесь проживает.
Алтарь олицетворяет собой молитву о мире во всём мире. Прежде чем попасть в Казахстан, он (семь с половиной метров в ширину, два с половиной в высоту и весом 600 килограммов) в течение года путешествовал по святым местам Польши. Освятил его кардинал Роберт Сара, который тогда произнес: «Сам Господь выбрал это место. Оно считается святым».
10 октября 2012 г. алтарь освятил папа Бенедикт XVI. Торжественная церемония передачи казахстанским католикам алтаря «Звезда Казахстана» состоялось в городе Ченстохова (Польша).
Святилище «Байкара» (район Шал акына)
Еще один археологический объект, отмеченный на сакральной карте, находится в районе Шал акына. Храмовый комплекс Байкара был обнаружен в 1956 году экспедицией известного казахского археолога Камиля Акишева.
«Раскопки этого объекта принесли совершенно неожиданные результаты — курган являлся не погребальным, а культовым сооружением скифского времени, святилищем, своеобразным храмом», – пояснила агентству заведующая отделом археологии областного музея Римма Попович.
По ее данным, это было сложное архитектурное сооружение, возведенное в V веке до нашей эры из различных материалов: камня, кусков дерна, дерева и глины.
Не вошли в сакральную карту, но являются украшением Петропавловска.
Храм Новоапостольской церкви в г. Петропавловск
В областном центре Новоапостольская церковь появилась в 1992 г. благодаря деятельности апостола региональной церкви Берлин-Бранденбург Зигхарда Бера, в обязанности которого входила духовная опека церквей в России и Азии. Название города ему понравилось, ведь наш город назван в честь апостолов Петра и Павла. Активную помощь ему оказывали священнослужители общины Мариенфельде и Мариендорфа г. Берлина: Хайнц Мельбаум, Курт Зерно, Уве Ланге, Хорст Динтингер, Хартмут Брувеляйт, Бернхард Лефхерц и Ральф Раудцус.
В 1993 г. «Новоапостольская община в г. Петропавловске» прошла первичную государственную регистрацию. Пастырем и настоятелем стал прибывший из Германии Юрген Риль. В мае 1996 г. было открытие и освящение собственного культового здания на ул. Нурсултана Назарбаева (бывшая ул. Мира), 250 Б, первый камень которого был заложен в 1995 г. Освящение храма проводил окружной апостол Фриц Шрёдер.
С тех пор здание Новоапостольской церкви является одной из достопримечательностей и украшением г. Петропавловска. В том же году пастырем и настоятелем общины стал Виктор Майер.
В 1998 г. его сменил Сергей Николаевич Ханаев. В 2012 г. С.Н. Ханаев получил сан епископа по всему Казахстану. В том же году местное религиозное объединение «Христианская Новоапостольская церковь в Северо-Казахстанской области» прошло перерегистрацию.
Дом молитвы Церкви Евангельских Христиан Баптистов СКО
(г. Петропавловск)
Основателем общины ЕХБ в Петропавловске в 1908 г. стал Гавриила Иванович Мазаев. Сначала немногочисленная группа верующих собиралась по частным домам и квартирам. Когда она выросла численно, Мазаев в построенном жилом доме выделил зал под проведение богослужений.
В 1913 г. он построил автоматическую вальцовую мельницу, которая стала местом собраний прихожан. Мельница представляет собой трехэтажный кирпичный особняк. Со стороны дворового фасада имеется одноэтажная пристройка. Большие оконные проемы завершаются вверху «лучковой» формой кладки. В соответствии с технологией производственных процессов все три этажа здания имеют разную высоту. Перед революцией 1917 г. мельница была продана.
При Советской власти здание национализировали, и до 1978 г. здесь располагалось мукомольное производство. В 80-е гг. строение было заброшено и полуразрушено, его неоднократно пытались снести. В 1991-1993 гг. бывшая мельница Мазаева была отреставрирована и приспособлена под церковные нужды.
Храм Миссии благотворения и евангелизации «Еммануил»,
христиан веры евангельской (г. Петропавловск)
История первого в Петропавловске пятидесятнического объединения берет начало в 1960-е гг., когда приехавший из Украины проповедник Владимир Александрович Доманский, выходец из баптистов, начал свою миссионерскую деятельность.
В 1990 г. «Благотворительная миссия «Еммануил» христиан веры евангельской» получила первичную государственную регистрацию. В этом же году началось строительство культового здания на месте полуразрушенного общежития завода им. В.В. Куйбышева.
Строительство велось за счёт пожертвований, в т.ч. региональным отделением западногерманской миссии «Стефан» – миссией «Эммануил».
Официальное открытие Миссии состоялось в 22 июля 1995 г. В 2011 г. «Миссия благотворения и евангелизации «Еммануил», христиан веры евангельской» прошла перерегистрацию.
О. СИНЯКОВ,
магистр гуманитарных наук, религиовед КГУ «Центр общественного развития и информации» КГУ «Управление по делам религий акимата СКО»
Сакральные места – это почитаемые среди населения страны памятники культурного наследия, светской и религиозной архитектуры мавзолей и природные ландшафты, кроме того, места с устойчивыми историческими ценностями связанные со значимыми политическими событиями. Объекты, занимающие важное место в общественно–политической жизни Казахстана, как символы историко-культурного наследия и национального единства.
В 2017 г. в Петропавловске была создана интерактивная карта сакральных мест Северо-Казахстанской области, в которую вошли 19 объектов. В финальном варианте региональной карты будут значиться около 40 сакральных мест.
В списке сакральных мест Северо-Казахстанской области в настоящем определено 25. Ежегодно список пополняется новыми памятниками истории. Из 25 сакральных объектов области – 6 имеют общенациональное значение. В их число входят резиденция Абылай хана в Петропавловске, Мемориал Карасай и Агынтай батырам в Айыртауском районе, в этом же районе находится уникальный памятник – поселение Ботай, где 5,5 тысяч лет назад впервые в мире была одомашнена лошадь. Данный факт доказан учёными и исследователями.
Также в список республиканских сакральных мест входит усадьба бабушки Чокана Валиханова – Айганым, которая располагается в селе Сырымбет Айыртауского района СКО. Список пополняет уникальный алтарь «Золотая звезда», находящийся в католическом костёле с. Озёрное Тайыншинского района СКО. Замыкает эту «шестёрку» место захоронения батыра и талантливого полководца Кожабергена жырау – близ села Благовещенка Жамбылского района.
В список 25 сакральных мест области входят 7 объектов, расположенных в Петропавловске. В их число входят резиденция Абылай хана, собор святых апостолов Петра и Павла, храм Всех Святых, мечеть Дин-Мухаммад, мечеть «Кызыл Жар», римско-католический костёл или Храм Пресвятого Сердца Иисуса и место захоронения отца поэта Магжана Жумабаева – Бекена Жумабаева. Все они, несомненно, являются частью истории нашего города, области, некоторые – даже республики.
Остановимся подробнее на культовых сакральных объектах.
Археологический памятник Ботай (Айыртауский район)
Археологический памятник Ботай открыт в 1980 году. Он находится на юге Северо-Казахстанской области в Айыртауском районе. Площадь поселения 15 гектар. Археологов сразу заинтересовало большое количество впадин, оставшихся после разрушенных жилищ. Раскопки на поселении превзошли самые смелые ожидания археологов.
На поселении за период его существования было построено не менее 250 жилищ. Ученым удалось реконструировать весь процесс строительства жилищ древними строителями. Вначале выкапывали котлован многоугольной или округлой формы. Глубина котлованов 60-80 см, площадь от 30 до 70 кв. м. Затем мочили глину и комками укладывали в стены, которые изнутри и снаружи укрепляли костями животных.
Ширина стен древних жилищ составляла 80-120 см, высота – от 60 до 100 см. Рядом с жилищами рыли специальные ямы, из которых брали глину для обмазки стен и пола. По периметру стен возводили из бревен шатровое перекрытие с отверстием в центре для дыма. Щели между бревнами замазывали глиной, а сверху покрывали дерном и шкурами животных. Таким образом, высота внутри помещения составляла 250-320 см.
Исследования поселка Ботай велись Кокшетауской археологической экспедицией в 2006 году. Основной объем работы был связан с охранными раскопками в южной и восточной частях памятника. Кроме охранных раскопок проводилась частичная засыпка мелких оврагов в северовосточной части поселения у истока крупного оврага, где ежегодно в весеннее время провоцируются новые мелкие овраги. Таким образом, вся береговая линия поселения подверглась охранным раскопкам.
Общая площадь раскопа составила 592 кв. м. Всего за три последних года исследований выполнен значительный объем археологических и охранных работ. Всего было вскрыто 1756 кв.м. культурного слоя, сделано более 20 тысяч находок.
Мечеть Дин-Мухаммад (г. Петропавловск)
Мечеть «Дин-Мухаммад» построена в 1851 году татарским купцом Дин-Мухаммадом Бичуриным. Рядом с мечетью располагалась медресе. Ледниково-атеистический период в истории Петропавловска не обошёл стороной и это культовое учреждение. Мечеть перестала функционировать по своему прямому назначению в 1938 году. Затем был разрушен минарет, михраб, здание ветшало и стало непригодным для богослужений.
В ней в разные годы находились такие учреждения, как баня и различные спортивные организации. И только в 1996 году, когда в городе была зарегистрирована татаро-башкирская религиозная община мечеть и прилегающую территорию передали верующим. Спустя два года – в 1998 году здание начали реставрировать. В 2001 году был восстановлен минарет.
Центральная мечеть Петропавловска «Кызыл Жар» (г. Петропавловск)
Центральная мечеть Петропавловска «Кызыл Жар» является одной из самых современных сакральных мест города. Его строительство было начато уже в новом тысячелетии – в 2002 году. Мероприятие затянулось на несколько лет из-за нехватки средств. И только под покровительством короля Саудовской Аравии султана Бен Абдель Азиза, который выделил 2 миллиона долларов США для завершения строительства, а также за счёт спонсоров и пожертвований верующих Северного Казахстана, стройку удалось завершить.
В 2005 году состоялось торжественное открытие мечети. Здание является украшением центральной части города. В основании оно напоминает восьмиконечную звезду. Культовое сооружение венчают один большой и четыре малых полусферических купола ярко-синего цвета. Мечеть имеет два минарета, высота каждого – 42 метра. Одновременно мечеть может принять около 1 тысячи прихожан.
Городская мечеть «Нұр» (г. Петропавловск)
Эта мечеть пока не входит в сакральные объекты Казахстана, но североказахстанцы очень надеются, что скоро войдет, поскольку мечеть является одной из старейших.
Каменная мечеть построена в 1882 году на средства татарского купца Халита Янгуразова. Татарские купцы предпочитали строить мечети на территории своих дворов, вследствие чего они составляли единую архитектурную композицию с домом и надворными постройками. Один из таких дворовых комплексов, воздвигнутый купцом Янгуразовым, сохранился и по сей день.
Здание построено из кирпича, одноэтажное, в плане имеет прямоугольную форму (10х30 м, без минарета). Историческая часть мечети – монолитный параллелепипед, объединённый под единым архитектурным фризом и общим фронтоном боковых фасадов. Оконные проёмы лучковой формы, которые в свою очередь обрамлены полукруглыми пилястрами.
Прямоугольная мечеть, имеющая в южной части полукруглый выступ с купольным сводом – михрабом, богато декорированным аттиком, и прилегающий к ней двухэтажный особняк, сохранивший изразцы и удивительно красивые своды, – яркая достопримечательность города. Мечеть обслуживала жителей большого района нашего города.
После 1917 года здание занимали различные учреждения образования. В 1930-е годы мечеть была закрыта и использовалась не по назначению (пионерский клуб). В 60-80 годах ХХ века здесь находилась спортивная школа. В 1936 году был разобран минарет.
В 1991 году возвращена верующим. При реконструкции в 1995 году прежний иглообразный минарет не был восстановлен. В настоящее время мечеть передана мусульманской общине города Петропавловска.
Председателем правления мусульманской общины при мечети был К.К. Кангужин. 20 октября 1992 г. главным имамом мечети назначен Серик Абилханович Сулейменов, являющийся в 1990-1995 гг. гл. имамом Северо-Казахстанской области. Официальное открытие мечети состоялось в 1993 г.
В марте 1994 г. здание взято под охрану государства как памятник культовой архитектуры. В 2008 г. мечеть зарегистрирована в качестве филиала ДУМК, а в 2012 г. прошла перерегистрацию под названием «Городская мечеть «Нұр».
Собор святых апостолов Петра и Павла (г.Петропавловск)
Собор святых апостолов Петра и Павла – одно из старейших сохранившихся зданий города. Изначально на его месте в 1813-1815 годах на средства прихожан была построена Покровская казачья церковь.
Первоначально церковь была заложена в 1803 году, в 1812 году её разобрали, а 22 октября 1813 года на том же месте, но с некоторым уменьшением, заложили новую каменную трёхапостольную церковь.
Главный престол в честь св. апостолов Петра и Павла, северный – в честь святого Николая Чудотворца, южный – в честь покрова Пресвятой Богородицы. В 1838 году от пожара сильно пострадала каменная колокольня. Её разобрали и вместо неё в 1844 году заложили новую, стоящую отдельно от церкви, соединённую с ней коридором.
Строительство колокольни было завершено только в 1848 году. В 1920-30 годах началась эпоха безбожья. В это время шло массовое разрушение храмов и гонение священнослужителей. В 1938 году Президиум Петропавловского горсовета принял решение о закрытии и использовании её здания для общественных нужд.
С 1938 по 1946 годы Покровская церковь находилась в ведении облместпрома. Здесь выпекали хлеб, пироги, хранили семена масляничных культур. Позднее в здании церкви стали делать махорку. И только в 1946 году здание было передано общине верующих.
Уже через год силами верующих церковь была частично отремонтирована, там начали проводить богослужения. Только в 1952 году храм был восстановлен полностью.
Известно, что до 1950 года собор именовался Покровским. Затем он был переименован в собор св. апостолов Петра и Павла.
Храм Всех Святых или Всехсвятская (кладбищенская) церковь
(г. Петропавловск)
Ещё одна сохранившаяся православная реликвия, входящая в список сакральных мест Петропавловска – Храм Всех Святых или Всехсвятская (кладбищенская) церковь была построена на средства петропавловского купца Саввы Хлебникова и его жены в 1890-1894 годах.
Церковь каменная, однопрестольная. Храм уникален тем, что, несмотря на атеистические времена, из-за которых пострадали многие культовые сооружения города, эта церковь не прекращала работу ни на один день.
Храм Вознесения Господня (г. Петропавловск)
В 1998 г. в Петропавловске был создан общественный фонд по воссозданию Храма Вознесения Господня. В 1999 г. в 19 микрорайоне на ул. Юбилейной (ныне – ул. Ж. Кизатова) было начато строительство храма в память о разрушенном ка-федральном Вознесенском соборе. Шесть колоколов отлиты по специальному заказу в городе Каменске-Уральском Свердлов-ской области. Самый большой из них весит 640 кг.
Иконы для иконостаса и другие предметы, необходимые для полноценной литургической жизни прихода, приобретены в г. Москве. Большая часть стен храма была возведена благодаря акции «Именной кирпичик» – горожанам было предложено пожертвовать на строительство кирпич, на котором написано имя жертвователя или кого-либо из его родственников.
Существенную помощь в организации завершающего этапа работ оказали областные государственные органы. Освящение храма архиепископом Чимкентским и Акмолинским Елевферием (ныне – архиепископ Чимкентский и Таразский) состоялось 26 ноября 2005 г.
В день открытия храма в Петропавловске распахнула двери и новая Центральная мечеть «Кызылжар». В сентябре 2006 г. оба эти культовые сооружения посетил Н.А. Назарбаев.
Этот объект не вошел в сакральную карту.
Храм в честь пророка Илии (с. Лебяжье, район М. Жумабаева)
Лебяжинский храм в честь пророка Илии – один из старейших в Петропавловской и Булаевской епархии. В настоящее время нельзя окончательно утверждать, когда церковь была построена. В то же время, в Историческом архиве Омской области хранятся метрические книги Пророка-Ильинской церкви крепости Лебяжьей, начиная с 1774 г.
Это единственный из сельских храмов Северо-Казахстанской области, который никогда не закрывался во время атеистических гонений ХХ века. В храме имеется почитаемая икона Божией Матери «Благодатное небо».
С 23 августа 2017 г. настоятелем храма является иеромонах Далмат (Прохоров), ранее служивший клириком Кафедрального собора Вознесения Господня г. Петропавловска.
Музея-усадьбы Айганым, бабушки Шокана Уалиханова
(Айыртауский район)
Также в список республиканских сакральных мест входит усадьба бабушки Чокана Валиханова – Айганым, которая располагается в селе Сырымбет Айыртауского района СКО.
В Сырымбете находится музей Шокана Уалиханова – прямого потомка хана Среднего жуза Абылая и дом-усадьба его бабушки Айганым. Усадьба для Айганым была построена в 1824 году по указу императора Александра и генерал-губернатора Западной Сибири Петра Капцевича.
Усадьба была центром культуры и просветительских идей в казахской степи. Усадьба в оригинальном виде не сохранилась, после революции он начала разрушаться и её разобрали, но к 150-летию Уалиханова 1985 года усадьбу восстановили: теперь в её составе есть дом с гостиной, школа, мечеть, мельница, жилой дом для прислуги, баня и хозяйственные постройки.
Мемориальный комплекс Қарасай и Ағынтай батыров
(Айыртауский район)
Рядом с селом Мадениет покоится прах великих казахских батыров Қарасая и Ағынтая. 15 октября 1999 г. здесь был воздвигнут величественный мемориальный комплекс. Мавзолей, посвященный батырам, стал символом единства, дружбы и сплочённости всех народов Казахстана. На высоком холме установлены сооружения в виде двух боевых шлемов, между ними – мечеть. Рядом – скрещенные копья древних воинов.
Мемориальный комплекс Қарасай и Ағынтай батыров является местом паломничества и экскурсий. Ежегодно его посещают тысячи людей со всех уголков Казахстана, а также многочисленные иностранные гости.
Дважды здесь побывал Н.А. Назарбаев. Для паломников и туристов рядом с мавзолеем возведена гостиница. В 2017 г. данный комплекс был внесён в список сакральных объектов Северо-Казахстанской области республиканского значения.
Архистратиго-Михайловский женский монастырь
(с. Пресноредуть, Жамбылский район)
Это был крупный женский монастырь с хорошо организованным и налаженным хозяйством. На его территории располагалось множество строений. Среди них дома с кельями, ткацкая и иконописная мастерские, гостиница для паломников.
Монастырь располагался близ озера, снабжающего местных жителей рыбой. Насельницами монастыря было организовано небольшое подсобное хозяйство в виде ветряной мельницы, кузницы, каретной и кирпичной мастерских.
Монастырь напоминал небольшое отдельное государство. Для безопасности он был огорожен рвом и высокой оградой. Внутри находились дом священника, два храма – деревянный и каменный (последний – в честь Архангела Михаила). Храмы были богаты иконами, которым приходили поклониться тысячи верующих. При монастыре также была обустроена школа для детей-сирот. Там проживало 60 девочек.
В 1921 г. монастырь был разграблен и переоборудован под социалистическую сельхозартель «Труд». В 1950-е гг. здесь располагался клуб. В дальнейшем в здании бывшего монастыря открыли детский дом, в котором жили дети «врагов народа».
Детдом просуществовал до 60-х годов. В настоящее время от всего огромного комплекса монастырских зданий остался острог, стены двухэтажной школы, первый этаж дома священника, фундаменты зданий и сооружений.
Тем не менее, на эту святую землю до сих пор приезжают паломники из разных уголков Казахстана и России. В 2017 г. Архистратиго-Михайловский женский монастырь внесён в список сакральных объектов Северо-Казахстанской области.
Храм Пресвятого Сердца Иисуса (г. Петропавловск)
Храм Пресвятого Сердца Иисуса. Памятник истории и архитектуры начала XX в. – Храм Пресвятого Сердца Иисуса – является старейшей католической святыней, сохранившейся в Казахстане. Это единственный католический храм в нашей стране, сохранившийся с дореволюционных времен.
30 апреля 1999 г. строение передали Римско-католическому приходу «Святая Троица» для проведения ремонтно-реставрационных работ. Торжественное освящение нового храма состоялось 12 сентября 1999 г. Реконструкция осуществлялась с 1999-2001 гг. Настоятелем был назначен о. Збигнев Котлинский.
7 июля 2002 г. отреставрированный храм повторно освятил Апостольский Администратор Казахстана Епископ Ян Павел Ленга.
В 2012 г. при о. Анджее Михоне приход «Святая Троица» прошел государственную перерегистрацию. В 2013-2015 гг. настоятелем был о. Дариуш Пашинский, с 2015 и по сегодняшний день настоятелем прихода является о. Томаш Якубчак.
С точки зрения архитектуры храм представляет собой типичный польский костел конца 19 в.: добротное каменное строение, имеющее строгие и сдержанные формы, без элементов декора.
В 2017 г. храм стал сакральным местом Северо-Казахстанской области.
Алтарь «Звезда Казахстана» (с. Озёрное, Тайыншинский район)
2 июля 2014 г. в приходе «Царица Мира» установили необычный Алтарь – «Звезда Казахстана». Данная Святыня – подарок от католиков Республики Польша.
По словам отца Войцеха, алтарь является частью большого проекта «12 звезд в венце Девы Марии». Дело в том, что во многих католических изображениях Дева Мария представлена в венце, который украшают 12 звезд.
«Несколько лет назад у представителей европейской общины Communita Regina della Pace («Царица мира») возникла и постепенно стала развиваться идея об установке алтарей в 12 местах, находящихся в самых разных точках земного шара. Эти места предназначены для постоянной молитвы людей о благодати мира, а алтарь символизирует продолжение этой молитвы, – рассказывает настоятель прихода. – Первый алтарь «Иерусалимский триптих» был установлен на святой земле Иерусалима, позже его перенесли в Вифлеем».
Когда встал вопрос о том, где будет находиться вторая «Звезда», польские католики решили встретиться с настоятелем прихода села Озерного, где прихожане осуществляют ежедневную молитву о благодати мира с 1996 года. Делегация из Польши побывала в этих краях и нашла место подходящим для установки второй реликвии, которую было решено назвать «Звезда Казахстана». Все не случайно: каждое из 12 мест, по задумке, каким-либо образом должно быть связано со страданиями человека.
«После определения места для установки алтаря художник разрабатывал его проект. Причем, каждый из 12 алтарей имеет свою специфику, связывающую святыню с местом, – поясняет отец Войцех. – Центром алтаря является специальный сосуд для хранения святых даров – дароносительница, имеющая форму Девы Марии. На сосуде нашего алтаря имеются элементы, олицетворяющие историю появления озера: сети, очертания маленьких рыбок и католических четок».
Алтарь «Звезда Казахстана» выполнен в оригинальной технике с использованием золота и титана польским мастером Мариушем Драпиковским. Это очень сложная инсталляция, выполненная из разных металлов (в том числе, из золота и титана), драгоценных камней и стекла. При создании алтаря использовалась и символика казахстанской земли – орнаменты, для того, чтобы сделать узор богаче. Это знак уважения Республике и народу, который здесь проживает.
Алтарь олицетворяет собой молитву о мире во всём мире. Прежде чем попасть в Казахстан, он (семь с половиной метров в ширину, два с половиной в высоту и весом 600 килограммов) в течение года путешествовал по святым местам Польши. Освятил его кардинал Роберт Сара, который тогда произнес: «Сам Господь выбрал это место. Оно считается святым».
10 октября 2012 г. алтарь освятил папа Бенедикт XVI. Торжественная церемония передачи казахстанским католикам алтаря «Звезда Казахстана» состоялось в городе Ченстохова (Польша).
Святилище «Байкара» (район Шал акына)
Еще один археологический объект, отмеченный на сакральной карте, находится в районе Шал акына. Храмовый комплекс Байкара был обнаружен в 1956 году экспедицией известного казахского археолога Камиля Акишева.
«Раскопки этого объекта принесли совершенно неожиданные результаты — курган являлся не погребальным, а культовым сооружением скифского времени, святилищем, своеобразным храмом», – пояснила агентству заведующая отделом археологии областного музея Римма Попович.
По ее данным, это было сложное архитектурное сооружение, возведенное в V веке до нашей эры из различных материалов: камня, кусков дерна, дерева и глины.
Не вошли в сакральную карту, но являются украшением Петропавловска.
Храм Новоапостольской церкви в г. Петропавловск
В областном центре Новоапостольская церковь появилась в 1992 г. благодаря деятельности апостола региональной церкви Берлин-Бранденбург Зигхарда Бера, в обязанности которого входила духовная опека церквей в России и Азии. Название города ему понравилось, ведь наш город назван в честь апостолов Петра и Павла. Активную помощь ему оказывали священнослужители общины Мариенфельде и Мариендорфа г. Берлина: Хайнц Мельбаум, Курт Зерно, Уве Ланге, Хорст Динтингер, Хартмут Брувеляйт, Бернхард Лефхерц и Ральф Раудцус.
В 1993 г. «Новоапостольская община в г. Петропавловске» прошла первичную государственную регистрацию. Пастырем и настоятелем стал прибывший из Германии Юрген Риль. В мае 1996 г. было открытие и освящение собственного культового здания на ул. Нурсултана Назарбаева (бывшая ул. Мира), 250 Б, первый камень которого был заложен в 1995 г. Освящение храма проводил окружной апостол Фриц Шрёдер.
С тех пор здание Новоапостольской церкви является одной из достопримечательностей и украшением г. Петропавловска. В том же году пастырем и настоятелем общины стал Виктор Майер.
В 1998 г. его сменил Сергей Николаевич Ханаев. В 2012 г. С.Н. Ханаев получил сан епископа по всему Казахстану. В том же году местное религиозное объединение «Христианская Новоапостольская церковь в Северо-Казахстанской области» прошло перерегистрацию.
Дом молитвы Церкви Евангельских Христиан Баптистов СКО
(г. Петропавловск)
Основателем общины ЕХБ в Петропавловске в 1908 г. стал Гавриила Иванович Мазаев. Сначала немногочисленная группа верующих собиралась по частным домам и квартирам. Когда она выросла численно, Мазаев в построенном жилом доме выделил зал под проведение богослужений.
В 1913 г. он построил автоматическую вальцовую мельницу, которая стала местом собраний прихожан. Мельница представляет собой трехэтажный кирпичный особняк. Со стороны дворового фасада имеется одноэтажная пристройка. Большие оконные проемы завершаются вверху «лучковой» формой кладки. В соответствии с технологией производственных процессов все три этажа здания имеют разную высоту. Перед революцией 1917 г. мельница была продана.
При Советской власти здание национализировали, и до 1978 г. здесь располагалось мукомольное производство. В 80-е гг. строение было заброшено и полуразрушено, его неоднократно пытались снести. В 1991-1993 гг. бывшая мельница Мазаева была отреставрирована и приспособлена под церковные нужды.
Храм Миссии благотворения и евангелизации «Еммануил»,
христиан веры евангельской (г. Петропавловск)
История первого в Петропавловске пятидесятнического объединения берет начало в 1960-е гг., когда приехавший из Украины проповедник Владимир Александрович Доманский, выходец из баптистов, начал свою миссионерскую деятельность.
В 1990 г. «Благотворительная миссия «Еммануил» христиан веры евангельской» получила первичную государственную регистрацию. В этом же году началось строительство культового здания на месте полуразрушенного общежития завода им. В.В. Куйбышева.
Строительство велось за счёт пожертвований, в т.ч. региональным отделением западногерманской миссии «Стефан» – миссией «Эммануил».
Официальное открытие Миссии состоялось в 22 июля 1995 г. В 2011 г. «Миссия благотворения и евангелизации «Еммануил», христиан веры евангельской» прошла перерегистрацию.
О. СИНЯКОВ,
магистр гуманитарных наук, религиовед КГУ «Центр общественного развития и информации» КГУ «Управление по делам религий акимата СКО»