В современном мире религия играет значимую роль, влияя как на международную арену, так и на внутреннюю политику стран. Однако наряду с объединяющей силой религии, ее возрастающее влияние может нести и негативные последствия в виде распространения радикальных и экстремистских течений. В этой связи вопросы религиозной политики приобретают особую актуальность для многих государств, в том числе и для Казахстана.
Многоконфессиональное единство
Казахстан является полиэтническим и многоконфессиональным государством, на территории которого мирно сосуществуют более 18 религиозных конфессий. Согласно официальной статистике, Министерство культуры и информации РК, в стране зарегистрировано 3977 религиозных объединения, представляющих 18 конфессий. Из них: 2835 – исламские, 347 – православные, 93 –католические, 586 – протестантские, 61 – Свидетелей Иеговы, 24 –Новоапостольская церковь, 13 – общество сознания Кришны, 7 – иудейские, 6 – Бахаи, 2 – буддизм, 2 – церковь Иисуса Христа Святых последнего дня (мормоны), 1 – муниты.
Несмотря на религиозное разнообразие, в стране на протяжении многих лет сохраняется стабильная ситуация и межконфессиональное согласие. Этому способствует последовательная государственная политика, основанная на принципах светскости, толерантности и защите прав граждан вне зависимости от их религиозных убеждений.
Правовые основы и институты
Правовую базу религиозной политики Казахстана составляют Конституция, закон “О религиозной деятельности и религиозных объединениях” и ряд других нормативных актов. Они гарантируют свободу совести, равноправие религий и устанавливают порядок деятельности религиозных организаций.
Важную роль в построении межконфессионального диалога играет Ассамблея народа Казахстана – уникальный институт, обеспечивающий связь между государством и этноконфессиональными группами. По данным на 2021 год, в АНК входили представители 34 общественных объединений этнокультурных меньшинств.
На международной арене Казахстан выступает инициатором Съезда лидеров мировых и традиционных религий – авторитетной площадки для межрелигиозного взаимодействия. VII Съезд в 2022 году собрал свыше 100 делегаций из 60 стран мира, в том числе Папу Римского Франциска.
Борьба с радикализмом
Наряду с укреплением межконфессионального диалога и взаимопонимания, перед государством стоит задача противодействия религиозному экстремизму и радикализации общества. По оценкам казахстанских социологов, около 10% граждан негативно оценивают государственную политику в религиозной сфере.
Эти угрозы вынудили казахстанские власти усилить информационно-разъяснительную работу, особенно среди молодежи. В соответствии с Комплексным планом на 2021-2023 годы, утвержденным Правительством, проводятся мероприятия по укреплению светских принципов, обеспечению межконфессионального согласия и стабильности.
Осуществляется регулярный мониторинг СМИ и интернет-пространства на предмет выявления радикального контента. Только в 2023 году было заблокировано более 500 деструктивных интернет-ресурсов. Государство оказывает содействие деятельности 17 информационно-пропагандистских групп и 14 реабилитационных центров по противодействию религиозному экстремизму.
Особое внимание уделяется грамотному разъяснению религиозных вопросов среди населения. По данным социологических опросов, основными источниками информации для казахстанцев являются телевидение (38,8%), новостные сайты (31,1%), YouTube-каналы (24,9%) и социальные сети (21,8%).
Вместе с тем, согласно оценкам, около трети граждан (36,8%) испытывают информационный дефицит относительно государственной политики в религиозной сфере. Это указывает на необходимость наращивания усилий по информационному просвещению казахстанцев, особенно молодого поколения.
Многовекторная стратегия
Таким образом, религиозная повестка занимает важное место во внутренней и внешней политике Казахстана. Опираясь на принципы светскости и толерантности, республика стремится к построению открытого и стабильного общества, основанного на межконфессиональном диалоге и взаимоуважении.
В то же время государство ведет системную работу по противодействию радикальным и деструктивным религиозным течениям. Это многовекторная стратегия, включающая совершенствование законодательства, наращивание информационной работы с населением, обеспечение безопасности. Одним из приоритетов при этом является мирная дерадикализация отдельных граждан и предотвращение их вовлечения в экстремистскую деятельность.
Успешный казахстанский опыт демонстрирует, что эффективное регулирование религиозной сферы возможно мирными политическими средствами при строгом соблюдении норм международного права и уважении прав человека. Республика продолжит укреплять свой статус миротворца, открытой площадки для межцивилизационного и межконфессионального диалога.
Руководитель отдела Центра изучения религий Дихамбаев Н.Ж.