Известно, что отрицающие четыре мазхаба ахлюс-сунны уаль-джамаа отрицают таклид (следование, подражание).
Доходит до того, что по их мнению, следование одному из мазхабов, в данном случае имаму-муджтахиду (ученному), основателю одного из мазхабов, подобно следованию пророку. Хотя на самом деле никто в здравом уме не будет воспринимает имама мазхаба в качестве пророка. Это еще раз указывает на невежество отрицающих правомерность мазхаба имама Абу Ханифы, имама Шафии, имама Малика и имама Ахмада.
Все дело в том, что отрицающие мазхаб вовлекаются в заблуждение людьми, в которых они видят образованных в области науки людей, ученых. Хотя на самом деле если бы люди, мнения которых они придерживаются, были учеными, понимали бы что такое иджтихад ученых, природу иджтихада. То есть причины его возниковения. Уже сам этот факт указывает на невежество и заблуждения отрицающих правомерность четырех мазхабов ахлюс-сунны уаль-джамаа.
Как известно, разные мнения и взгляды в мазхабах по различным вопросам существовали всегда и берут они свое начало еще со времен сподвижников. И в этом нет проблем! Важно, что сердца у них были едины. Так мы знаем, что в своем итжтихаде имам Абу Ханифа (рохматуллахи аляйхи) чаще опирался на мнения Ибн Масуда и Али ибн Аби Талиба (да будет доволен ими Аллах), в свою очередь имам Малик (рохматуллахи аляйхи) опирался на фетвы Ибн Умара и Зайда ибн Сабита (да будет доволен ими Аллах). И это ответ тем, кто всячески отрицают «таклид» в Исламе.
Исмаил ибн Бинт Ас-Судди передал: «Однажды я находился в собрании Малика (рохматуллахи аляйхи). Я задал ему вопрос о наследстве, на что он ответил, приведя мнение Зайда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах). Я спросил его: «А что про это говорят Али и Ибн Масгуд (да будет доволен ими Аллах)?»
Имам Малик подал знак охранникам мечети, которые вошли после меня, однако я оказался проворнее их и убежал, оставив свои принадлежности. Охранники спросили: «Что нам делать с его пером и книгами, которые он оставил?» Имам Малик сказал: «Найдите его и попросите придти сюда. Будьте мягки с ним».
После того, как я вернулся, Малик (рохматуллахи аляйхи) спросил меня: «Откуда ты?»
– Из Куфы.
– А где же ты оставил свой адаб?
– Я всего лишь задал вопрос, желая извлечь пользу.
Малик сказал: «Никто не отрицает достоинства Али и Абдуллаха ибн Масгуда (да будет доволен ими Аллах). Но люди нашей земли придерживаются мнения Зайда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах). Когда ты находишься среди людей, и ты приходишь с чем-либо, что им не известно, они ответят тебе тем, что не понравится тебе».
Относительно следования мнению ученых имам Ахмад (рохматуллахи аляйхи) сказал: «Знай, что поистине религия – это таклид. Таклид за сподвижниками Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)». (Табакат аль-Ханабиля, Кади Абу Ягля)
Передается, что Мухаммад ибн Абдуррахман ас-Сайрафи сказал: «Я сказал Ахмаду ибн Ханбалю (рохматуллахи аляйхи), когда разногласят сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в каком то деле, то доспустимо ли нам смотреть на их слова для того, чтобы узнать с кем же из них правда и следовать за этим?» Он сказал: «Не позволительно рассматривать разногласия между сподвижниками Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)». Я сказал: «Как поступить в таком случае?» Он сказал: «Следуй (делай таклид) за тем из них, за кем пожелаешь». (Ибн Абдул-Барр, «Джами Баян аль-Ильм»)
Все сказанное выше указывает на то, что таклид – это не слепое следование, а признание обоснованности мнения того или иного ученого-муджтахида.
Абдуссамат Махат