Молодежь – социально-демографическая группа, характеризующаяся возрастными особенностями, специфическими интересами и ценностями, имеющая свое место в обществе. Данная возрастная социальная группа отличается от других групп населения мобильностью, динамичностью, интеллектуальной активностью, новаторством. Именно молодежь, как потенция, готова к любому начинанию. Поэтому роль и значимость молодежи как основного человеческого ресурса, потенциала общества, проводника социальных изменений переоценить невозможно.
В последние годы современная казахстанская молодежь проявляет больший интерес к религии, чем старшее поколение. Причем они обращаются не только к традиционным религиям, но и нетрадиционным учениям самой разной конфессиональной направленности.
Особую настороженность среди экспертов вызывает активная миссионерская работа нетрадиционных религиозных движений среди молодого поколения населения. В частности, среди наиболее широко распространенных методов вовлечения молодежи в свои ряды можно перечислить следующие:
– модернизацией богослужений музыкой, приближенной к эстраде и джазу, экстатическими танцевальными программами,
– углубленной индивидуальной работой;
– проведение специальных молодежных фестивалей, конференций, имеющих выход на международный уровень, посвященных определенной тематике (например, семье, заботе о подрастающем поколении);
– бесед с пропагандой личных успехов в предпринимательстве, внедрение в сознание молодых людей идей стать миллионерами.
– оказания различного рода информационных, консультационных услуг и психологической помощи. Для молодежи было привлекательно общаться с иностранцами и в совершенстве знать английский язык, многие молодые люди стали верующими-христианами только благодаря тому, что у них был опыт общения с иностранными миссионерами, которые их обучали языку и привели к Богу. Кроме того, привычным стало явление, что среди новообращенных верующих стало много молодых людей – казахов, которые, в свою очередь, переходят из абсолютно другого вероисповедания – ислама в другую – протестантизм. Основными причинами перехода из одной религий в другую, зачастую объясняются причинами как религиозной малограмотности молодых людей, а также их заинтересованности и доверчивости.
Результатом данных мероприятий стало усиление влияния новых религиозных движений в казахстанской среде, а также неуклонная динамика роста количества зарегистрированных объединений со стороны новых религиозных движений.
Помимо деятельности деструктивных религиозных течений в Казахстане пытаются организовать свои структурные звенья эмиссары всевозможных экстремистских и террористических организации.
Экстремизм на религиозной почве (религиозный экстремизм) – это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственная изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.
Религиозный экстремизм представлен течениями, возникшими:
1) внутри определенной конфессии в результате радикализации существующих догматов, ценностей и норм (христианские течения, ваххабизм в исламе);
2) вне сложившихся конфессий в результате синкретизации разных вероучений или создания новой доктрины (АУМ Синрике и др.).
Большую опасность для национальной безопасности для современной молодежи представляют экстремистские организаций прикрывающие религиозными идеями и активно проповедующие среди молодежи псевдоисламские учения. Особенно серьезной данная угроза выглядит вследствие того, что главными объектами воздействия идеологов и пропагандистов радикальных идей выступают молодые люди.
Под видом оказания гуманитарной, финансовой, экономической помощи местным исламским общинам, религиозно-политические организации арабские государства направляют свою деятельность на пропаганду идеологии исламского фундаментализма и ваххабизма. Представители исламских радикальных организаций основной задачей своей деятельности на территории Казахстан определяют ведение пропагандистской работы по формированию у молодежи стойкого убеждения в негативном, предвзятом отношении общества к мусульманской культуре и образу жизни, единственным способом сохранения которых является создание мирового исламского государства – так называемого «халифата». Методы реализации их замыслов заключаются в создании различных как легальных, так и нелегальных культурных, образовательных организаций и религиозных объединений, деятельность которых строится, прежде всего, на пропаганде наиболее ортодоксальных мусульманских религиозных течений (ваххабизм и исламский экстремизм), а также идеи, способствующих росту сепаратизма, разжиганию религиозной и национальной розни.
Наиболее опасным с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности является возраст от 14 до 22 лет. На этот период приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти референтную группу, доминантным поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы − они», ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию, и т. д.
У современной молодежи есть несколько вариантов взаимодействия с существующей действительностью: приспособиться к ней, уйти от неё в виртуальное пространство либо субкультуру (это путь называется эскапизм, от англ. to escape – устраниться, покинуть), либо протест и нигилизм, что в итоге может привести и к экстремистским проявлениям.
В Республике Казахстан Закон “О противодействии экстремизму” от 18 февраля 2005 года определяет правовые и организационные основы целях защиты прав и свобод человека, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Республики Казахстан. В соответствии с законом противодействие экстремизму осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремизма, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих его осуществлению; выявление и пресечение экстремизма; международное сотрудничество в области противодействия экстремизму. Кроме того, от 7 июля 2004 года принят Закон Республики Казахстан № 581-II «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» (с изменениями по состоянию на 27.07.2007 г.).
Однако одних законодательных актов в области противодействия экстремизма недостаточно для решения столь актуального для государства и общества вопроса. Усиление карательного потенциала закона, будь то уголовного, административного не решит проблему, а только усугубит его в корне и может привести к более крайним последствиям.
Со стороны государства, в первую очередь со стороны общества должны быть предприняты шаги по устранению факторов, порождающих данное явление.
В частности предполагается работа в следующих направлениях:
1) Научно-методическое и аналитическое обеспечение профилактики экстремизма в молодежной среде. В рамках данного направления предлагается осуществление следующих мероприятий:
2) Создание системы альтернативных полей, площадок для реализации потенциала молодежи и включения ее в социально одобряемые виды деятельности.
– создание механизмов для организованного включения молодых людей в массовый спорт;
– учреждение республиканских молодежных СМИ (радио- и телеканалы, журналы, газеты), пропагандирующих толерантность, гражданственность, патриотизм, здоровый образ жизни, успешность и т. д. в среде молодежи;
– дальнейшее развитие дворового спорта, организация и проведение соревнований по дворовому футболу, волейболу, баскетболу и т. д.
Подготовила Карамендинова Айнур