Вопрос: Можно ли мусульманам посещать христианские кладбища на похоронах?
Ответ: ученые разошлись в вопросе участия мусульманина в похоронах людей другой веры. Согласно же ханафитскому, шафиитскому и ханбалитскому мазхабу мусульманин может посещать христианские кладбища на похоронах.
Когда скончалась мать Аль-Хариса ибн Аби Рабига (да будет доволен им Аллах), которая была христианкой, сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проводили ее в последний путь.
Когда один человек спросил Абдуллу ибн Омара (да будет доволен им Аллах) об участии в похоранах своей матери, которая была христианкой, Абдулла ибн Омар (да будет доволен им Аллах) посоветовал ему идти чуть впереди, то есть отдельно от похоронного шествия. (Абдур-Раззак Ас-Сангани, «Аль-Мусаннаф»).
Когда умер отец Али ибн Аби Толиба (да будет доволен им Аллах) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал ему Али (да будет доволен им Аллах) похоронить своего отца, а после возвращения Али (да будет доволен им Аллах) с похорон, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сделал за Али (да будет доволен им Аллах) дуа. (Ахмад, Абу Дауд, Насаи, Байхаки).
Если нет никого, кто похоронил бы покойника немусульманина, то согласно мнению имама Мухаммада (рохматуллахи аляйхи), мусульмане проводят обряд его омовения, затем хоронят его. (Махмуд Аль-Бухари, «Аль-Мухитул-Бурхани фи фикхин-Нугмани»).
Что касается выражения соболезнования, то мусульманин может выразить его близким покойника немусульманина. В этом нет ничего предосудительного! Но соболезнование должно выражаться общими фразами, такими как: Все мы смертны. Никто не вечен в этом бренном мире и т.п. (Абдур-Раззак Ас-Сангани, «Аль-Мусаннаф»).
Ислам призывает проявлять уважение к каждому человеку, будь это верующий или неверующий, при его жизни и посмертно! Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) встал перед проходящей мимо похоронной процессией, сподвижники сказали: «О, Посланник Аллаха! Это хоронят иудея». На что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «А разве он не человек?» (Аль-Бухари, Муслим).
Согласно сказанному выше, мусульманин может участвовать в похоронах родственника. Так как «право родственника» действует вне зависимости от вероисповедания. Главное соблюдать правила, которые касаются его вероубежения. То есть не ставить свечку, не пить водку за упокой и т.п.
Что же касается заупокойной молитвы и других обрядов немусульман, то мусульманин не может участвовать в них. В этом нет ничего предосудительного! Ведь никто из людей другой веры не участвует в омовении тела мусульманина, в джаназана намазе и других мусульманских обрядах. И никто из мусульман, уважительно относясь к их вероубеждению, не осуждает их за это!
Любой вопрос, в том числе и вопрос участия в поминальных обрядах немусульман, можно и нужно решать учтиво! С другой стороны, немусульмане должны с пониманием относиться к религиозным чувствам и требованиям мусульманина. Как бы там ни было, нужно смотреть на конкретную ситуацию и обстановку, учитывая уровень обидчивости, межрелигиозного понимания, культуры и т.п.
Что касается посещения могил мусульман или же немусульман, то посещение могил полезно для искренне верующего, так как могилы напоминают ему о бренности этого мира, о Судном дне. Ведь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Посещайте могилы! Ибо они напоминают о смерти». (Муслим, Ахмад) К тому же Всевышним Аллахом было разрешено Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посещение могилы Его матери Амины, хотя она не была мусульманкой. (Муслим, Насаи, Ибн Маджа, Аль-Хаким, Байхаки, Ахмад).
Абдуссамад Махат