Несмотря на то, что структура сетевого маркетинга и финансовой пирамиды схожа, две системы работают по-разному.
Финансовые пирамиды не предлагают никаких продуктов или товаров, в обращении находятся только деньги. Принцип их работы таков: вы сначала вкладываете определенную сумму денег, а затем получаете процент от вкладов людей, зарегистрированных под вами. По мере увеличения количества вкладчиков увеличивается и доход. Шариат не разрешает заниматься таким бизнесом, так как существует обман, неясность, мошенничество и другие незаконные (противоречащие шариату) действия.
Сетевой маркетинг – это продажа продукта или услуги путем создания сети независимых дистрибьюторов (торговых агентов). Здесь товар доставляется потребителю напрямую от производителя, а не через посредника. Доход каждого агента состоит из доплаты за продажу продукта и вознаграждения подписанных под него агентов. По мере увеличения числа агентов, зарегистрированных в вашей группе, растет и ваш доход.
Аллах говорит в Коране: «Не пожирайте незаконно между собой своего имущества» [1].
Чтобы сетевой маркетинг был правильной (честной) профессией с точки зрения шариата, должны быть соблюдены следующие условия:
1. Цель и действия участников Компании не должны ограничиваться привлечением новых клиентов и зарабатыванием на них денег, таких как посредническая деятельность или вознаграждение. Вместо этого компания должна быть основана на продажах или конкретных услугах. Кроме того, тип товаров или услуг, предлагаемых компанией, должен быть халяльным с точки зрения шариата;
2. Регистрация для членства в организации должна быть бесплатной (даже если путем покупки товаров). Организаторы могут потребовать оплату за предоставленную работу или услуги. Но дозволено просить плату не дороже, чем стоимость продукта или выполненной работы;
3. Член компании не должен быть обязан привлекать новых клиентов посредством продажи товаров или услуг;
4. Для человека, занимающегося сетевым маркетингом, лучше получать вознаграждение от своих прямых клиентов. Получать вознаграждение за счет клиентов во 2-ой, 3-ей и т.д. цепочках – не дозволено. Потому что такой бизнес считается произведенным без каких-либо действий и труда. Следовательно, это нечестный труд;
5. Участник сетевого маркетинга должен иметь право добровольно покинуть организацию в любое время и без препятствий [2].
ХУКМ:
1. Чтобы сетевой маркетинг был дозволенным, прежде всего, услуги и товары, предоставляемые компанией, должны быть халяльными.
2. Если вышеуказанные условия не выполняются полностью, такая торговля запрещена шариатом, и ее доход не является халяльным.
* Следует отметить, что многие системы сетевого маркетинга сегодня не в полной мере соответствуют этим условиям.
Совет Улемов ДУМК