Национальные традиции и обычаи, духовные понятия казахского народа переплетены с исламской религией. Большая часть традиций имеют религиозную основу. Поэтому национальные традиции и обычаи рассматриваются как источник культуры. Но истинным мерилом культуры, духовных основ каждой нации, является духовно-идеологический путь этой нации, то есть ее религия. Поэтому религия является основой духовной жизни и традиций народа. Когда народ начинает забывать свою религию, то память о религии сохраняют традиции и обычаи.
Казахский народ, как и другие тюркские мусульманские колонизированные народы, начали отдаляться от истинной религии в результате семидесятилетнего диктата советской власти. Общеизвестно, что основной целью колонизаторов являлось стремление использовать природные и людские ресурсы для собственных нужд. Для достижения этих целей необходимо лишить колонизированный народ религии, традиций, самосознания, языка и культуры. В противном случае, народ будет бороться за свою независимость. Казахский народ пережил запрет исповедовать свою религию и вытеснение родного языка. Все это привело к появлению манкуртов – людей, лишенных даже памяти о своей религии и языке, готовых отстаивать чужие интересы. В этот период истории от религии осталось лишь выражение о том, что «наши предки были мусульманами». Советская власть стремилась превратить религиозные понятия и термины в ненужные архаизмы и называла их пережитками прошлого. Атеистическая идеология стремилась подогнать казахов под единый стандарт «строителя коммунизма». В итоге у народа от религии остались только традиции и обычаи.
Хвала Аллаху, по воле Всевышнего, мы добились независимости, которая возродила нашу религию. Мы переживаем времена, когда высохшее русло вновь наполняется водой. Мы – свидетели возрождения казахской нации.
Наш Президент в одном из своих выступлений сказал: «В сознании человека религиозные и национальные чувства человека всегда тесно взаимосвязаны». Поистине, традиции, сохранившиеся в сознании, имеют огромное значение. Но традиции и культура развиваются и приобретают самобытный оттенок под влиянием религии. Религия оказывает огромное влияние на развитие языка. В настоящее время мы являемся свидетелями того, как народы со слабой верой вместе с языком теряют традиции и, в конце концов, исчезают с лица Земли.
Подытоживая, можно сказать, что религия является мерилом традиций. Религиозные же обряды и поклонения, закрепленные шариатом, нельзя считать традицией. Потому что они являются приказом Всевышнего.
Традиции и обычаи меняются с изменением времени. Например, обычаи и традиции племен, проживавших на территории Казахстана, были разными. Но верование, самосознание и духовные познания казахского народа, являющегося их продолжателем, развивались в тесном сплетении с Исламом.
Как отметил многоуважаемый Лидер нации: «Политика меняется каждый день, а религия вечна». Религиозные ценности, несмотря на изменение общественных формаций в течение веков, остаются прежними и передаются из поколения в поколение без изменений.
Полезные и бесполезные традиции
Наряду с традициями, не противоречащими шариату, имеются обычаи, не приемлемые с точки зрения шариата. Например, предвидение, гадание, преклонение перед мертвыми, вера в святость разных предметов и преклонение им – чуждые для Ислама действия.
Есть группа ученых-этнографов, которые, исследуя доисламские верования, призывают возродить невежественные традиции, древнейшие мифы, многобожие. Например, некоторые считают Наурыз праздником огнепоклонников, поэтому предлагают поклоняться огню, совершать языческие ритуалы, и тем самым призывают народ к невежественным действиям.
Наряду с этим, утверждая, что казахи ближе к шаманизму, чем Исламу, сеют семена сомнения в душах верующих. Они хотят принизить нашу исламскую веру, впитанную вместе с молоком матери. Такие лжеучителя стараются возродить ошибочные мифологические представления о происхождении вселенной. Многие это делают из-за недостатка знаний, не придавая значения влиянию печатного слова на сознание читателя, на их вероубеждение. Не принимая во внимание вред, который они наносят Исламу. Они не обращают внимания на существующие в настоящее время исламские познания. Многие это делают из-за недостатка знаний, не придавая значения влиянию печатного слова на сознание читателя, не принимая во внимание существующие в настоящее время исламские исследования. Многие из них не имея, к сожалению, сформированной мусульманской позиции, стремятся возродить невежественные понятия и обычаи, которые не имеют особого значения для народа. Вместе того, чтобы собирать устаревшие обычаи и нравы, нужно четко обозначить границу между правильным и неправильным, нужным и ненужным, чтобы работать во имя сохранения единства народной культуры и познания.
Из книги «Религия и традиции»