Милосердие – это душевное качество, некое внутреннее состояние каждого человека: сострадательное, заботливое отношение к другому. Как мы можем наблюдать из истории, с древнейших времен, общество, где преобладает антагонизм данному прекрасному чувству: равнодушие, жестокосердие, враждебность и насилие, обречено на гибель.
Вдумайтесь, где же сейчас те, кто «правили» миром во все века? Где фараоны, римские консулы и императоры, шахиншахи, армии Чингисхана, мамлюков, создателей великих империй? Где ныне ими нажитое имущество и завоеванные земли, где они сами? Где Филипп Македонский, который любил говорить: «Нет таких ворот, который не взял бы осел, загруженный золотом!». Он не знал, что существуют крепчайшие ворота: сердца истинно верующих, которые отвергнут любые мирские богатства и драгоценности, если все это не приносит блага ни ему, ни его ближним, ни его обществу. Где его известный каждому, прославленный, завоевавший полмира сын – Александр Македонский? Не он ли просил похоронить его в гробу, чтобы были видны его пустые руки, в назидание нам: «Посмотрите на меня, завоевателя, с чем я ухожу в иной мир!».
Почему мы говорим: «истинно верующие», «четыре праведных халифа»? Неужто не было после них других халифов? Были, и даже очень много. Однако сначала они проиграли битву со своим «нафсом» (желаниями). Они забыли ценнейшее назидание Пророка (с.а.с.), который, возвращаясь из одного боя, сказал: «О, мои любимые асхабы, мы возвращаемся из малой битвы и идем к большой!». На удивленные вопросы сподвижников, похоронивших немало товарищей на поле сражения, о том, что же может быть больше, чем их битва, пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Самая трудная и тяжелая война – война со своим нафсом».
Стремление к славе, роскоши и богатству, затмило сознания многих правителей мусульманского мира, и привело к неизбежной гибели великих государств. Так, бесславно проиграл битвы с монголами хорезмшах Ала-ад-дин Мухаммед, на перстне которого было написано, что он «Тень Аллаха на земле». В последующем, гибель хорезмшаха не послужила уроком последователям, и привела к разрушению Багдадского халифата во главе с Мустансиром. В те страшные времена было вырезано до миллиона жителей Багдада, центра цивилизации, культуры и знаний того времени, того мира. Недалеко ушли и идентичные в некоторых проявлениях истории расцвета и падения Кордовского халифата, Османской империи, крахами которых причиной явилось внутреннее состояние правителей: борьба за власть, роскошь, коррумпированность и алчность.
Что же мы наблюдаем в настоящее время, изо дня в день, в современном мире? То же, с чем человечество сталкивалось столетия назад: ненасытность, алчность, жадность, тщеславие, гордыня, страх за свое «нажитое непосильным трудом имущество» и неустанное стремление к богатству, великолепию и власти. Не прошел еще страх пандемии, как наступает эпоха «Великой депрессии». Усилился страх потерь, страх надвигающихся экономических вызовов и трудностей.
Что поможет справиться в данной ситуации? Как показывает практика, во времена кризиса население начинает ударяться из одной крайности в другую. Кто-то становится на путь преступности, кто-то обращается к гадалкам, а другим начинают «помогать» и поддерживать различные «люди истины», направляющие в «духовную благодать», отрицая бывалую идентичность, многовековую культуру и традиции народа.
Верующий человек не подвергает ни малейшему сомнению, что, все, что происходит с ним, вокруг него, и в мире, в конечном результате обратится во благо. Ибо только Всевышний знает, что же является для нас истинным благом. Позвольте предположить, что ныне наступило время «обнуления». На наших компьютерах, сотовых телефонах и других гаджетах есть функция «перезагрузить», которая временами так требуется и людям, обществу. Так сложилось, что изначально мы «упали» в духовном плане и, впоследствии, дрожим от страха убытков завтрашнего дня, потому что сердца наши наполнены материальным миром («дунья»). У современной молодежи, да и не только, кумирами стали лишь те, кто «рубит капусту», а идолами стали зеленые купюры с портретом Бенджамина Франклина. Задумывались ли вы, что в свое время он был ученым (!), политиком, философом, изобретателем и журналистом?
Как нам теперь подняться с положения полнейшей деморализации, в котором оказались в результате нокдауна? Начинать быстро и оперативно заниматься бизнесом, гнаться за двумя коровами, или уехать из страны в поисках лучшего будущего? Некоторые предлагают, во что бы ни стало, найти голову Кенесары хана и привезти ее на Родину. Далее: все, наступит благодать. Неужели предполагается, что от этого внутренний мир каждого из нас переменится и насытится, а все мы станем патриотами, воодушевимся и заживем как в Дохе? Лучше поразмыслить о том, что благодаря предателям была отрублена голова Махамбета в 1848г. и, через год, Кенесары хана.
Наше поколение стало свидетелями развала Союза и нищеты 90-х годов, а в последующем, и нескольких финансовых кризисов. Быстро оправившись от этих «невзгод» и «трудных времен», города захлебнулись от логомании мировых брендов, обилия иномарок на дорогах, коттеджей в элитных районах, ресторанов и баров, где спиртное льется рекой и становится причиной лишь раздора и повсеместных неурядиц. Ночные клубы, караоке бары, где «тусуется» наше будущее – молодежь, светлые умы и надежда государства, нации. Свадьбы на сотни и тысячи гостей, торты этажерками, стоимостью в несколько крестьянских хозяйств, где выращивались те самые продукты, от изобилия которых ломятся столы.
Что же делать, с чего начать? А начинать надо с себя, со своего внутреннего мира. Ведь, чтобы построить дом или произвести автомашину, необходим план, чертёж, который возникает как идея, зреет в голове и набрасывается на кальке (на компьютерной программе), и только затем претворяется в жизнь. Так и нам, чтобы перестроиться, необходимо оценить ситуацию, поразмышлять, определить наши «геоданные», взять ориентир, задать направление и шаг за шагом подниматься. Я же предлагаю беспроигрышный метод: начать наполнять наши сердца пилюльками доз милосердия и доброты.
Слово «милосердие», как бы объединяет в себе два светлых слова: милость и сердце. «Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, кусочком является сердце», – сказал Пророк Мухаммад (с.а.с.).
Человек, старающийся держать свое сердце как в детстве чистым, без нравственных недугов, и оберегать его от разрушающих чувств: неблагодарности, зависти, гордыни, жадности и гнева, светится и притягивает к себе как магнит. От него исходят лучи тепла, доброты, благородности, честности, надежности и света.
Верным спутником милосердия является доброта. Доброта человека проявляется не в том, что он именует себя добрым, хорошим. Доброта воистину проявляется в делах и поступках. И сердце человека, наполненное добротой, непроизвольно подталкивает его к совершению добрых поступков, распространению такого явления, как доброта человеческого сердца. При встрече с таким человеком люди невольно улыбаются, он заражает окружающих своим стремлением к доброте и свету.
И, так, получается, человек, сердце которого наполнено благодатными мыслями о милости и доброте, готов к совершению поступков. В первую очередь, конечно, «оторвать что-то от сердца» и поделиться. Каждому из нас трудно отдавать «свое», тем более, как предписано, то, что очень нравится самому себе. Мы не всегда задумываемся, что материальные блага, которые мы имеем, все они принадлежат Творцу, который дает нам возможность пользоваться ими в этом мимолётном промежутке времени. А после нашего ухода все это достается уже другим. Для Создателя, не важен объем или количество наших пожертвований, ибо Он не нуждается в них. Самое главное – намерение (ниет). Намерение – это помощь нуждающимся, без помпезности и рекламы этого, ради довольства Всевышнего.
Такая возможность у нас еще есть в последние дни священного месяца Рамадан. Как вы знаете, в этом месяце было ниспослано последнее откровение Создателя – Священный Коран. Коран – предупреждение и наставление сынам Адама (мир ему) вести праведный образ жизни. Ибо есть предупреждение, что вся жизнь человека и все его деяния, даже помыслы, вне зависимости от хороших и плохих, будут записаны в «Книгу бытия», приставленными ангелами на правом и левом плече человека, на основе которых каждый будет спрошен в Судный День. Иными словами, каждый из нас под круглосуточным «видеонаблюдением».
Остерегаться плохого и стремиться к лучшему призывал наш великий предок Абай:
Ты пять врагов покори
И пять друзей избери.
Злословье, ложь, хвастовство,
Тщету пустую и лень
Смети с пути своего.
Правдивость, ясная мысль,
Упорство, скромность и труд —
Доверься — не предадут.
Будь чистым, зла сторонись,
К деяньям светлым стремись,
Чтоб разум жил добротой.
Пост (ораза) заставляет человека понять и ощутить на себе состояние голодного, нуждающегося. У этого благоприятного месяца есть свои прелести и мотивации. Например, если в обычное время, за каждую прочитанную букву священного Писания обещано благо в десятикратном размере, в Рамадан – это благо увеличивается минимум в 700 раз. Более того, таким же образом ваши благие поступки, милостыня (садака) и «закят» принимаются Всевышним в количестве, умноженном в 700 раз. То есть, пожертвованные вами 1000 тенге преображаются в 700 000 тенге, а мешок муки превращается в грузовик.
В суре «Корова» (261 аят) Священного Корана сказано: «Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе по сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает».
В любом случае, выгодоприобретателем является дающий. Можно сказать, что вы вносите депозит, который вам пригодится в Судный День для расчета за грехи земной жизни. Второе – помогая нуждающемуся, вы очищаете свое сердце от скверны, зависти, эгоизма и прочего «нафса». Третье – если вашим поступкам последуют ваши дети, радуйтесь: вы будете из тех, за которыми осталось благородное потомство, продолжающееся до Судного Дня, и поминающее вас, просящее милости за вас у Милосердного. Четвертое – ваши поступки станут примером для окружения, они как маячки зажгут в сердцах свет добра и милосердия, благодаря которым переменится общество. Пятое – будьте благодарны тому, что вы дающий, а не просящий.
Пусть Всевышний Аллах наши посты и благие деяния, совершенные в благословенном месяце Рамадан!
Мирхат Мадияров