Проблема религиозного экстремизма, особенно актуальна для двух стран: России и Казахстана являющихся стратегическими партнерами по Таможенному и Евразийскому Союзу.
Одной из угроз религиозной безопасности общества является религиозный экстремизм. Бурное развитие науки и наступление информационного века стало катализатором зародившихся еще в ХХ веке процессов, что в свою очередь, привело к резкому росту числа религиозных течений с радикальными и экстремистскими взглядами.
Проблема распространения религиозного радикализма как источника экстремизма и терроризма сегодня стала актуальной не только для отдельных государств, но и для международного сообщества в целом. Об этом свидетельствует значительный рост числа террористических актов, совершенных под влиянием радикальных религиозных взглядов.
По обобщенным статистическим данным с начала ХХІ века в мире совершено более 72 тысяч терактов, в которых погибли около 170 тысяч человек. За последние два года различными источниками хоть и отмечается снижение их количества, однако цифры остаются устрашающими. Так, в 2017 году это чуть более 8,5 тысяч терактов, в результате которых погибли более 18,7 тыс. человек, а в 2018 году около 15,3 тысяч, в которых погибли 13,8 тыс. человек. В подавляющем большинстве теракты были совершены под влиянием радикальных религиозных взглядов. В складывающихся обстоятельствах, возникает потребность в изучении усилий различных государств и примеров интеграции международного сообщества, направленных на противодействие религиозному радикализму.
Решением Совета глав государств СНГ, 11 октября 2019 года была утверждена Программа сотрудничества по борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2020–2022 годы (далее – Программа). Принятие Программы обусловлено необходимостью своевременного и адекватного реагирования на происходящие изменения оперативной обстановки по линии борьбы с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.
При разработке Программы учитывались общепризнанные принципы и нормы международного права, международные обязательства государств – участников СНГ и их национальное законодательство, а также состояние, тенденции и динамика развития обстановки в сфере борьбы с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на территории стран СНГ и мира.
Применительно к законотворческой деятельности под унификацией следует понимать такое состояние законодательств разных государств в той или иной сфере и соответствующие мероприятия по их корректировке, при которых их структура, состав и отдельные положения приводятся к одному и тому же виду. Унифицировать в полном объеме законодательства разных стран не представляется возможным в силу различных причин, имеющих политические, социально-экономические, исторические, географические, культурные и прочие корни.
Под законодательством государств – участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом понимаются, прежде всего, законы о борьбе с терроризмом соответствующих государств, а также принимаемые подзаконные акты.
Так, в 2018 году в Казахстане была утверждена Государственная программа противодействия религиозному экстремизму и терроризму на 2018-2022 годы. Целью Программы является обеспечение безопасности человека, общества и государства от насильственных проявлений религиозного экстремизма и угроз терроризма.
Борьбе с терроризмом в Российской Федерации также отводится приоритетная роль, что отражено в соответствующих официальных документах. Для реализации этого положения приняты ключевые документы:
- Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации;
- Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы (документ с грифом для служебного пользования) с изменениями, принятыми в 2016 году;
- Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г., Пр-2753) и План ее реализации.
Эти документы положены в основу разработки различных программ и мероприятий, позволяющих планировать антитеррористическую и антиэкстремистскую деятельность на региональном уровне, особенно в молодежной среде. В программах противодействия экстремизму выделены особенности государственной политики в различных сферах: в сфере законодательной, правоохранительной, информационной, национальной и миграционной политики, в сфере образования, культуры, международного сотрудничества и государственной молодежной политики. Основными направлениями противодействия терроризму и молодежному экстремизму в России, выделенными в данных документах, являются: профилактика экстремизма, борьба с экстремизмом, минимизация и ликвидация последствий его проявлений.
В связи с этим особое значение приобретает постоянный мониторинг деятельности и совершенствование нормативно-правовой базы по борьбе с религиозным экстремизмом в России и Республике Казахстан, так как территории этих государств находятся под постоянной угрозой религиозного экстремизма, в частности, радикального ислама.
В Российской Федерации разработаны и приняты следующие основные законодательные акты:
– Федеральный Закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с данным явлением;
Федеральный Закон «О противодействии экстремисткой деятельности» от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
Федеральный Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ.
В Казахстане также разработан ряд законодательных актов.
Закон Республики Казахстан «О противодействии терроризму» от 13 июля 1999 года № 416-I устанавливает основные принципы, цели, правовые и организационные основы противодействия терроризму, профилактики терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма, а также обязанности и права человека и гражданина, гарантии их соблюдения в связи с осуществлением деятельности в сфере противодействия терроризму.
Закон Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 28.08.2009 N 191-4 определяет правовые основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, отношения субъектов финансового мониторинга, уполномоченного органа и других государственных органов Республики Казахстан.
Закон Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» от 18 февраля 2005 года № 31 определяет правовые и организационные основы противодействия экстремизму в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения суверенитета Республики Казахстан, целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости ее территории, национальной безопасности.
Сравним два ключевых закона, которые призваны обеспечить религиозную безопасность России и Казахстана: Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 02.07.2013) и Закон Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» от 18 февраля 2005 года № 31-III (ред. от 13.02.2012). Нужно сказать, что в законодательствах Казахстана и России, которые имеют общую советскую правовую базу, в тоже время присутствуют и существенные отличия.
В первую очередь, обратимся к понятию религиозного экстремизма, которое дает российский и казахстанский законодатель. Как следует из текста ст. 1 ФЗ Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности», российский законодатель отказался от формулирования четкого и всестороннего определения понятия «экстремистская деятельность».
Важной особенностью, характеризующей понятие религиозного экстремизма, которое дается в Федеральном Законе РФ «О противодействии экстремистской деятельности» является то, что в него включаются все преступные деяния, содержащие в качестве квалифицирующего признака преступления совершенные по мотивам религиозной ненависти или вражды. Таким образом, понятие экстремизма в российском законодательстве шире перечня экстремистских деяний, предусмотренных УК РФ.
Несколько по другому пути при определении понятия религиозного экстремизма пошел казахстанский законодатель. Часть 5 ст. 1 Закона РК «О противодействии экстремизму» прямо устанавливает, что религиозным экстремизмом является разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан. Как видим, круг деяний, которые можно отнести к религиозному экстремизму, в законодательстве Казахстана достаточно узок.
Но казахстанское законодательство в отличие от российского содержит очень важную на наш взгляд норму, согласно которой религиозным экстремизмом является любая религиозная практика, которая вызывает угрозу безопасности, нравственности, правам и свободам граждан. Благодаря этой норме казахстанский законодатель располагает правовыми средствами для противодействия достаточно специфическим деяниям, которые могут нести потенциальную опасность для человека.
В частности, нормы казахстанского законодательства позволяют ограничивать деятельность многочисленных целителей и экстрасенсов, рассматривая ее как экстремистскую, поскольку она несет в себе угрозу безопасности и нравственности человека и гражданина.
В России же на данный момента не существует аналогичных правовых средств противодействия данному явлению. Российский законодатель не рассматривает религиозную практику, вызывающую угрозу безопасности, здоровью, нравственности, правам и свободам граждан как экстремистскую, что это считается серьезным упущением. Вследствие такого законодательного пробела в России процветает различного рода целительство и учебные заведения по подготовке врачевателей и экстрасенсов.
Риски возникновения политического религиозного экстремизма существуют при отсутствии централизованных организационных структур у мусульманских религиозных объединений.
Практически все мусульмане в Казахстане исповедуют ислам суннитского толка. В этой связи, объективным и исторически закономерным является то, что в стране действует единое республиканское религиозное объединение – Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК), которое придерживается данного направления.
ДУМК включает в себя все мечети страны (они являются филлиалами), в которых свободно и на равных совершают молитвы представители всех направлений ислама. При этом в ДУМК, согласно Закону, мусульманские религиозные объединения вступают добровольно на основе общности их интересов для удовлетворения духовных потребностей, и никаких ограничений на основе конфессиональных различий не делается. Шиитам также представлена свободная возможность отправлять свои религиозные нужды. В настоящее время в регионах страны действуют 5 намазхана (молельных домов) – по 2 в Южно-Казахстанской и Жамбылской области, 1 – в г. Алматы.
Российские мусульмане не имели в прошлом, и не имеют сейчас единого духовного центра. В настоящее время в стране насчитывается свыше 80 самостоятельных Духовных управлений мусульман. Относительно большое количество исламских центров в России и напряженные отношения между ними свидетельствуют о наличии серьезных противоречий среди российских мусульман.
В последние годы мусульманские организации России объединены вокруг трех центров: Центрального Духовного управления мусульман России во главе с муфтием Т. Таджуддином, Совета муфтиев России (председатель, муфтий Р. Гайнутдин), мусульмане Кавказа объединены в свой Координационный центр (председатель – И. Бердыев). Многофакторный характер исламского возрождения в современной России имеет различные последствия. Позитивный характер имеет возрастание активности ислама в области благотворительности и духовно-нравственного воспитания верующих. Негативный социальный характер имеют последствия активизации так называемого «политического ислама» в России. Политизация ислама подпитывает его радикальные течения и способствует распространению радикальных течений, нарушает принципы толерантности. Поэтому неплохо было бы разработка концептуальных документов, по объединению традиционных религиозных центров мусульман в противодействии радикальному исламу;
В рамках реализации стратегических документов государственные органы России и Казахстана сосредоточили основные усилия на профилактической работе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму, формированию иммунитета к радикальной идеологии. Особое внимание уделяется профилактики и борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в молодежной среде. Разрабатываются и реализуются превентивные меры противодействия религиозному экстремизму и терроризму.
К основным группам мер профилактики терроризма относятся:
- Политические меры по нормализации общественно-политической ситуации, разрешению социальных конфликтов, снижению уровня социально-политической напряженности, осуществлению международного сотрудничества в области противодействия терроризму;
- Социально-экономические меры по оздоровлению социально-экономической ситуации, сокращению маргинализации населения, уменьшению имущественной дифференциации, обеспечению социальной защиты населения;
- Правовые административные, уголовные, организационные и иные меры, направленные на неотвратимость наказания за совершенные деяния террористического характера;
- Информационно-разъяснительные, просветительские меры по вскрытию сущности и разъяснению опасности терроризма, оказанию воздействия на граждан (групп граждан) с целью воспитания у них неприятия идеологии насилия и привлечения их к участию в противодействии терроризму;
- Культурно-образовательные (меры по формированию социально значимых ценностей в обществе в национальных традициях и воспитанию толерантности).
Как в Казахстане, так и в России проводится реабилитационная, информационно-разъяснительная и просветительская работа с приверженцами нетрадиционных религиозных течений ислама. В рамках научно-методической, информационно-разъяснительной и просветительской деятельности Антитеррористического Центра и отдельными приграничными регионами, двух стран проводятся конференции, семинары с приглашением известных ученых богословов, религиоведов, теологов.
Рассматриваются вопросы повышения эффективности деятельности информационно-разъяснительных групп, внедрения новых форм работы с населением. Особо востребованными в современный период стали мероприятия, проводимые между регионами двух стран по обмену опыта работы специалистов теологов, религиоведов и психологов в вопросах реабилитации и адаптации приверженцев нетрадиционных религиозных течений ислама.
Сегодня мировое интернет-сообщество столкнулась с массовой информационной угрозой со стороны экстремистских и террористических организаций. Это связано с катастрофически молниеносным распространением радикальных идеологий, всеобщей компьютеризацией и информатизацией общественных процессов.
Онлайн-радикализация стала серьезной проблемой для безопасности и Казахстана и России. Молодежь особенно уязвима для радикализации. Экстремисты могут умело эксплуатировать их эмоциями, такими как религиозные чувства и социально-экономические обстоятельства.
Поэтому АТЦ СНГ совместно со своими партнерами в первую очередь с Казахстаном и Россией должна иметь четкую стратегию кибербезопасности. Время требует, проводить в этих вопросах согласованную позицию двум странам и при этом обеспечивая свободу слова, без ограничения доступа к Интернету.
Таким образом, на наш взгляд мы рассмотрели основные вопросы, направленные на обеспечение религиозной безопасности и противодействии религиозному экстремизму. Необходимо продолжить совершенствовать законодательство двух стран в рамках сотрудничества АТЦ СНГ с учетом особенностей социально-экономических, исторических, административного устройства каждой страны. Вместе с тем остается еще немало проблем, в решение вопросов религиозной сферы для стабильного развития Казахстана и России.
Б.Р. ШЕРИЯЗДАНОВ,
Институт истории государства,
КН МОН РК,
к.п.н.