Одной из проблем, связанных с саляфизмом, является незнание основ религии. У всего есть основа. К примеру, дом строится на твердом фундаменте. Без фундамента дом не простоит долго.
Если основой хорошего образования является школа, то основой хорошего школьного образования являются знания, полученные в начальных классах. Такова аксиома всего насущного в этом мире. Всего, в том числе и религии.
Основой религии является правильное вероубеждение. То есть, вера во Всевышнего Аллаха, из чего проистекают такие требования религии, как вера в истинность Корана, пророчества нашего пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), вера в Судный день др. Вера во Всевышнего Аллаха является основой веры, убеждения в правильность требований шариата.
Основой шариата, в частности, различных областей науки, таких как акида (вероубеждение), Коран, хадис (изречения Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), фикх (юрисприденция) является «усуль».
Усуль: основа, основные положения, законы.
Так, основами акиды (усуль ад-дин) являются вопросы, связанные с верой во Всевышнего Аллаха, в Его атрибуты и качества, вопросы, связанные с Судным днем, пророчеством и т.п.
Основами Корана являются Улюм Аль-Коран (Науки Корана): таджуид (правила чтения Корана), вопросы, связанные с тафсиром (разъяснением Корана). Тафсир, в свою очередь, включает в себя более десяти видов наук.
Основой хадиса (улюм аль-хадис) являются науки, связанные с изучением видов хадисов, путей их передач и т.п.
Усуль аль-фикх – это наука, которая изучает доводы фикха (шариата) и методы их использования.
При том, что все виды исламских наук, в целом, являются выражением целостности религии, каждый вид науки касается определенных видов поклонения. Так, если акида касается вопросов вероубеждения, улюм аль-хадис (хадисоведение) ограничивается изучением изречений Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Фикх (исламская юриспруденция) рассматривает вопросы связанные с правилами совершения пятикратного намаза, омовения, поста, с правилами совершения хаджа, выплаты закята и т.п. И если правильное понимание особенностей видов исламских наук облегчает практику религии, то ошибка в понимании видов религиозных наук приводит к беспорядку, и даже к порождению смуты среди верующих. В качестве примера можно привести невежество саляфитов, то есть «подтасовку» ими понятий, в частности требований акиды и фикха. Именно из такого «смешивания» шариата проистекает обвинение саляфитами мусульман в неверии и искажении религии.
Чтобы не быть голословным будет уместным привести некоторые примеры! Вот основные моменты, на которых часто акцентируются саляфиты: масх (протирание носков), поднимание рук в такбире при совершении намаза, постановка ног в кияме (киям: совершение намаза стоя), произношение «аминь» в намазе, зикр после намаза, поднимание рук в дуа и протирание ладонями лица.
Сделаем короткий разбор этих «очень важных» действий для саляфитов! Сразу заметим, что все эти действия относятся к области фикха.
- Масх (протирание носков). Саляфиты имеют привычку протирания обычных тонких носков, хотя это в корне противоречит основам фикха (усуль аль-фикх), всем четырем мазхабам ахлюс-сунны уаль-джамаа. Поэтому совершение намаза с омовением, в котором было совершено протирание носков не имеющих качеств кожаных носков, равносильно совершению намаза без тахарата (омовения). Следует заметить, что практика протирания обычных носков во время омовения получила распространение лишь чуть более века тому назад. Уже этот факт говорит о том, что протирание носков является бидгатом (нововведением, искажающих религию).
- Поднимание рук в такбире при совершении намаза. Такбир в намазе: поднятие ладоней до уровня плеч и выше и произношение при этом слов «Аллаху акбар». Известно, что саляфиты усердствуют в поднимании рук в такбире до уровня плеч, так как, по их мнению, лишь такой способ такбира соответствует сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Хотя существуют хадисы, согласно которым руки в такбире можно поднимать как до уровня плеч, так и выше, в частности согласно ханафитскому мазхабу.
- Постановка ног в кияме. Саляфитам «нравится» стоять в кияме широко расставив ноги, чтобы ступни упирались в ступню тех, кто стоит справа и слева от них, хотя согласно ханафитскому мазхабу можно стоять и не упираясь ступнями в ступни стоящего рядом человека.
- Произношение «аминь» в намазе. Согласно ханафитскому мазхабу, в коллективном намазе, после прочтения суры «Аль-Фатиха» имамом «аминь» произносится про себя и этому есть основание (хадисы). По мнению же саляфитов после прочтения суры «Аль-Фатиха» имамом «аминь» следует произносить только вслух.
- Зикр после намаза. Здесь имеется ввиду чтение Аятул-Курси, произношение тасбихов (субханаллах, аль-хамду лиллях, Аллаху акбар), дуа джамаатом. Обычно в мечетях подобный зикр совершается после совершения всех ракаатов намаза, фарда и сунны, что не противоречит сунне. По мнению же саляфитов это является бидгатом (искажением религии). Поэтому они усердствуют в зикре строго после совершения фард-ракаатов намаза.
- Поднимание рук в дуа и протирание ладонями лица. Это действие подтверждено хадисами, а также словами и действиями сахабов. Саляфиты же протирание рук после дуа считают ошибкой.
Как было сказано выше, все эти действия следует рассматривать с точки зрения фикха. Саляфиты же, прикрываясь лозунгом «строгого следования Корану и Сунне», относят данные вопросы к области акиды (вероубеждения). Но, как упоминалось выше, к акиде относятся вопросы, связанные с верой во Всевышнего Аллаха, в Его атрибуты и качества, веры в Судный день и т.п., но никак не вопросы, касающихся действий в намазе. Нет сомнения в том, что это, как минимум, является отражением невежества саляфитов, что «дает им право» обвинять в неверии каждого, чьи действия в намазе противоречат их «знаниям», пониманию и убеждениям, что является одной из основных проблем саляфизма.
Абдусамад Махат