Одной из традиций казахов является приветствие. При встрече младший должен первым поздороваться, произнося: «Ассаламуалейкум». Старший отвечает на приветствие словом: «Уагалейкумассалам». Затем спрашивают о состоянии скота, о семье. Обязательным считалось здороваться по-мусульмански даже с незнакомыми людьми.
Затем в коммунистическом обществе под знаменем атеизма этот вид приветствия хотели стереть из памяти народа, превратив в архаизм. Но не добившись желаемого, коммунисты сами канули в Лету.
В настоящее время сформировалось поколение, которое не придает особого значения приветствию. Образцы приветствия, сложившиеся в обществе, не несут пожеланий, а создают впечатление, будто задается вопрос, не требующий ответа. Например, вопрос: «Сәлеметсіз бе?» (Здоровы ли вы?), ответ: «Сәлеметсіз бе?», вопрос: «қалайсың?»(Как вы?) ответ: «қалайсың?».
В прошлом казахи здоровались, как истинные мусульмане, положив правую руку в область сердца, громко произносили: «Ассаламуалейкум!». Потом подавали правую рук. Молодой человек со старшим, один человек с группой всегда здоровался первым.
А женщин расспрашивали о здоровье словами: «Есенсіз бе?». Детей учили именно этому виду приветствия. Благодаря такому воспитанию казахи смогли сохранить свою мусульманскую сущность.
У Бухар жырау есть назидания следующего содержания.
Өзек қуа ағады,
Өзен судың сағасы.
Алыстан сәлем береді,
Әдепті елдің баласы.
Перевод:
Речная вода течет в устье,
Разбегаясь по рукавам.
Здоровается издалека,
Ребенок учтивого народа.
Слово «Ассаламуалейкум» на арабском языке произносили: «Ассаламу алейкум!» и означало оно: «Мир вам от Аллаха». В Исламе смысл привествия – выражение пожелания. При встрече верующие желают и просят друг другу мира и спокойствия от Аллаха. Форма приветствия мусульман закреплена аятами Корана и хадисами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Создатель требует от мусульман тепло приветствовать друг друга. Нельзя входит в дом не приветствуя.
Всевышний Аллах говорит:
«О те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей. Это лучше для вас. Конечно же, вы вспомните назидание». (Сура ан-Нур, 27-аят)
В священных аятах особо подчеркивается важность ответа на приветствия.
Всевышний Аллах говорит:
«Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь». (Сура ан-Ниса, 86-аят)
Корни мусульманского приветствия восходят к нашему предку Адаму. Создатель научил его здороваться именно так.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит:
«Всемогущий Аллах создал Адама в его виде, а высотой он был шестидесяти локтей. После создания Аллах сказал ему: «Иди вон к той группе и поздоровайся. Послушай, что они тебе скажут. Это и будет приветствием твоим и твоих потомков». Неподалеку сидела группа ангелов. Адам подошел к ним и поздоровался: «Ассаламуалейкум!». Они ответили: «Ассаламу алайка уа рахматуллахи», добавив слово «рахматуллахи». (Передал Ахмад)
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) постоянно объяснял благородным сподвижникам детали мусульманского поведения. Постоянно подчеркивал, что пожелания друг другу мира и покоя от Аллаха приведут к благоденствию и добру.
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) говорит:
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал мне: «О, сынок мой! Когда входишь в свой родной очаг, приветствуй. Приветствие принесет изобилие и тебе, и твоему очагу». (Передал Термези)
Это назидание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) является хорошим примером следующему поколению уммы. Как говорят: «Если в молодости ничего не видел, то в старости будет нечего сказать», поэтому приучение ребенка к приветствию по-мусульмански является одним из путей внедрения в его менталитет исламских убеждений. Необходимо с малых лет обучать детей уважению, повторяя слова: «Поздоровайся с дедом», «Поприветствуй бабушку», «Здоровайся правой рукой».
Когда два человека здороваются с чистым сердцем, исчезают прежние обиды и душе становится легче. Тем самым Создатель в знак благодарности прощает им прежние грехи. В шариате отмечены эти секреты обычного приветствия.
Со слов Бара (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Когда два мусульманина при встрече здороваются, подавая руки и улыбаются, им прощаются грехи и ошибки, пока не уберут их». (Передал Абу Дауд)
Доброе приветствие способствует примирению повздоривших мусульман.
Со слов Абу Айюба аль-Ансари (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Нельзя мусульманину враждовать со своим братом больше трех дней и отворачиваться друг от друга при встрече. Самый лучший из них – кто первый поприветствовал». (Передали Бухари и Муслим)
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Клянусь жизнью, не войдете в рай, пока не примите веру, а пока не полюбите друг друга, не сможете принять веру. Показать вам то, что укрепляет любовь? Распространяйте между собой приветствие!». То есть приветствуйте друг друга. (Передал Муслим)
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сидел со сподвижниками, кто-то проходил мимо и поздоровался: «Ассаламу алейкум!». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Десять добрых дел».
Затем другой, проходив, сказал: «Ассаламу алейкум уа рахматуллахив». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Двадцать добрых дел».
Затем третий, проходив, сказал: «Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракату». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тридцать добрых дел». (Передали Термези и Бухари)
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Пусть приветствует конный пешего, пеший сидящего, меньшинство большинство». (Передали Бухари и Муслим)
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Пусть приветствует младший старшего, идущий сидящего человека, меньшинство приветствует большинство». (Передал Бухари)
Из книги «Религия и традиция»