Во все времена благополучие в обществе было связано с рядом факторов. Вполне закономерно, что каждое государство на пути к цивилизации, учитывая социально-культурные, географические, религиозные, политико-экономические и глобальные процессы, стремится к формированию собственной модели управления.
Яркое тому доказательство – труды ученых-мыслителей, благодаря своим мировоззрениям, внесших значимый вклад в историю развития человечества. Это «Государство» Платона, «Политика» Аристотеля, «Жители добродетельного города» аль-Фараби, «Суждения и беседы» Конфуция, «Благодатное знание» Баласагуна, «Утопия» Т. Мора, «О духе законов» Монтескье.
Эти мыслители в своих произведениях указывают на то, что общество сможет достичь благополучия лишь при наличии здравого смысла и гуманизма.
Сегодня многие цивилизованные страны в основу своих законов берут не устаревший принцип «око за око, зуб за зуб», а принципы милосердия, благонравия, а также общие светские принципы.
В обществе существуют разные взгляды и мнения относительно понятия светскости, но его символы можно наблюдать в государственной структуре, модели управления и правовых основах.
Согласно Конституции, Казахстан является демократическим, светским, правовым и социальным государством. С точки зрения государственной религиозной политики, светскость это:
- невмешательство государства и религиозных объединений в деятельность друг друга;
- нейтральное отношение государственных институтов ко всем религиям;
- отсутствие государственной или общеобязательной религии;
- независимость образования и науки от религии;
- сохранение свободы совести при наличии или отсутствии веры в религию.
А правовое государство – это форма государства с конституционной формой правления, развитой правовой системой и эффективной судебной властью. То есть государство, независимо от религии, языка, расы, пола, возраста, образования, социального статуса всех членов и групп общества не должно допускать нарушения их конституционных прав.
Общество не статично. Наряду с политическими, экономическими, экологическими, социальными, познавательными изменениями, научно-технологические новшества также требуют постоянного обновления законов в соответствии с вызовами современности.
Сегодня кроме вышеназванных тенденций появились группы людей, преследующих злые умыслы, которые распространяют радикальную идеологию и сеют религиозные противоречия.
Кроме того, немало факторов, оказывающих влияние на эту ситуацию глобального масштаба. Это проблемы, вытекающие из низкого уровня религиозной грамотности в обществе, обилия непроверенной и недостоверной информации в Интернете, а также из несоответствия правовой базы требованиям современного времени.
В связи с этим, очевидно, что внесение изменений и дополнений в законодательные акты в религиозной сфере усилят силу и мощь государства для внутренней и внешней защиты, т.е. в противостояниях террористическим действиям.
Как известно, в нашей стране была принята концепция государственной политики в религиозной сфере на 2017-2020 годы. Причиной внесения изменения в законопроект стали просьбы и мнения граждан.
Ожидается, что эти начинания будут способствовать борьбе с экстремистской идеологией и укреплению законодательной силы, направленной на запрет деструктивных действий. В ней наряду с изменениями и дополнениями в законы, регулирующие вопросы предоставления религиозного образования, брака, работу религиозных объединений, меры против экстремизма, миссионерство и другие сферы, четко разграничены и явления, противоречащие принципам светского, правового государства.
С учетом внутренних и внешних факторов, она нацелена на укрепление безопасности и стабильности в Казахстане. Согласно принципам светскости Республики Казахстан и вне зависимости от пола, расы, этноса, языка, социального положения и вероисповедания граждан, в документе преследуются следующие цели:
- оказание особого внимания сохранению культурно-исторического наследия и культурных ценностей, как неотъемлемой части мировой и национальной культуры и искусства;
- обеспечение оказания полной медицинской помощи;
- укрепление института семьи;
- упорядочение брачного процесса и брачного возраста;
- защита прав несовершеннолетних;
- выполнение конституционных норм религиозными объединениями, течениями и их представителями;
- совершенствование системы религиозного образования;
- формирование правовых основ для профилактики религиозного экстремизма и радикализма.
Одним словом, несмотря на то, что принципы светскости едины для всего человечества, залогом поступательного развития каждого государства являются создание собственной модели управления и правовых основ.
С.Б. АЛИМКУЛОВА,
преподаватель ЕНУ им. Л.Н.Гумилева,
магистр гуманитарных наук,
член информационно-разъяснительной группы
Перевод Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВОЙ