Как известно, праздник маулид, отмечаемый всеми мусульманами, встречает противоречия со стороны псевдосалафитов. Но идеологи, которые пользовались у них большим авторитетом, были иного мнения о маулиде.
Среди мусульман является традицией празднование маулида в честь дня рождения Пророка Мухаммеда (с.г.с.). В то время как приверженцев псевдосалафизма этот праздник не находит поддержки. Они считают, что «во времена Пророка празднования маулида не было».
Было бы верно подробно рассмотреть вопросы, ставшие причинами таких разногласий. К слову, религиозные решения берутся из Корана и хадисов. А, насколько известно, в них нет аятов и хадисов о запрете маулида.
Если так, то нет никаких оснований утверждать, что празднование маулида – это «новшество, харам, заблуждение». Напротив, можно встретить множество моментов, которые разрешают праздновать маулид. Ученые, приводя в качестве доказательств аяты Корана и хадисы, достигли единодушного согласия в том, что маулид праздновать можно, т.е. здесь речь идет об «иджме». А иджма в шариате считается доказательством, потому что Пророк говорил: «Мусульмане не будут едины в заблуждении». Таким образом, маулид не является харамом.
Теперь кратко рассмотрим вопрос бидаата. Если бы все деяния, которые не были во времена Пророка, в том числе совершенные с благой целью, собрание Абу Бакиром, Омаром и Зейдом аятов Корана, а также написание священной книги в одну в связи с возможной кончиной сахабов, знающих Коран наизусть, это было бы настоящим бидаатом.
Даже поступок сахаба Омара, который со словами «Какой хороший бидаат!», собрал людей во время таравих намаза за имамом, сбор и систематизация всех полезных знаний было бы харамом.
Также были бы харамом азан с минарета, караван-сарай, школа, больница, строительство тюрем. Поэтому ученые понятие о том, что «каждое нововведение – это заблуждение», ограничили «бидғату-сайиамен», т.е. заблуждения, сбивающие с истинного пути.
Таким образом, неверно высказывание, что и празднование маулида – это «бидаат, а это в свою очередь заблуждение». В качестве доказательства можно привести следующий хадис. Пророк сказал: «Если кто в исламе совершит «суннату хасана», т.е. хорошую дорогу, благое начинание, то ему воздастся милость и милость тех, кто будет с ним. От их милости ничего не убудет».
Опираясь на этот хадис, встречающийся во многих достоверных сборниках хадисов, можно понять, что любое благое дело, не нацеленное на противостояние шариату, отсутствие в нем греховных моментов, а также имеющее место в религиозных доводах, исходит от религии. А утверждения некоторых шарлатанов о том, что «это не делали саляфы» не могут быть опровержением этого. Это знают все, кто в курсе религиозных основ и методологии.
Бидааты, ведущие к верному пути, Пророк называл сунной, и что за их исполнение полагается милость Аллаха. То есть если поступок будет совершен на основе религии, не противореча никаким принципам шариата, а также принесет пользу с религиозной точки зрения, то он будет считаться хорошим бидаатом. Поэтому празднование маулида является «хасана» – доброй сунной.
И со стороны ученых салафитов не наблюдается абсолютное отрицание этого праздника, напротив, можно увидеть преобладание уважения к данному событию. Рассмотрим подробнее мнения на этот счет.
Ибн Таймия: «Уважительное отношение к дню рождения Пророка, а также признание его одним из лучших дней – правильно, так как за это есть награда. К тому же это признак почитания Посланника Аллаха».
Наряду с этим у этого идеолога салафитов есть и такое мнение: «Чествование дня рождения Пророка и встречи, проводимые в этот день, являются благим делом, ибо посредством истинных намерений мусульман оказывается уважение Посланнику Аллаха».
Абдуль-Азиз ибн Абдулла ибн Бааз: «В последнее время некоторые ученые разрешают праздновать маулид, но с некоторыми условиями: если не будут чрезмерно восхвалять Посланника Аллаха, смешивать мужчин и женщин, использовать музыкальные инструменты, а также совершать действия, противоречащие шариату. В одном из аятов говорится, что в случае, если между людьми возникли разногласия, следует обращаться к Книге Аллаха и сунне Пророка (сура «Ниса», аят 59): «О верующие! Подчиняйтесь Аллаху, подчиняйтесь Посланнику и вашим руководителям. Если же вы станете спорить о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы верите в Аллаха и в Судный день. Это – лучше и прекраснее по итогу!». Эти слова свидетельствуют о его положительном отношении к маулиду.
Второй идеолог, которого псевдосалафиты считают своим наставником, Мухаммед Насыруддин аль-Албани высказывает следующее нейтральное мнение: «Если маулид считается благим делом, то все мы единодушно признаем его частью ислама. Если маулид не является таковым, он не имеет никакого отношения к исламу». Из этого можно сделать вывод, что, подобно мнению Бааза, маулид можно принять и поддержать, если при его праздновании не будут допущены крайние меры.
Из вышесказанного следует, что мнение против празднования маулида сложилось из-за непонимания взглядов на этот вопрос представителей псевдосалафитского течения.
Kazislam.kz
Перевод Гулжанат Жубаниязовой