Вопрос: можно ли соблюдать пост перед Курбан айтом?
Ответ: Первые десять дней месяца Зуль-Хиджа считаются благословенными и именуются «Ляйали-ашара» (благословенные десять ночей/дней).
В хадисах говорится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проводил эти дни в посте. (Абу Дауд) Поэтому соблюдение поста в течение девяти дней, предшествующих Курбан айту, является мустахабом (сунной).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В эти десять дней, благочестивые деяние еще больше любимы Аллахом Всевышним. Пост в любой из этих дней (по вознаграждению) равен посту в течение целого года. Одна из этих ночей, проведенная в поклонении, равна Ляйлятул-Кадр (Ночи могущества)». (Тирмизи, Ибн Маджа)
Хафса (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не отказывался от четырех вещей: поста в день Ашура, поста в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, трехдневного поста в середине каждого месяца, и совершения двух ракаатов сунны утреннего намаза».
Абу Дарда (да будет доволен им Аллах), о достоинстве месяца Зуль-Хиджа, сказал: «В первые девять дней месяца Зуль-Хиджа следует соблюдать пост, как можно больше раздавать садака, произносить дуа и истигфар, так как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Горе тому, кто в эти десять дней оказался лишенным блага и бараката». Жизнь того, кто соблюдает пост в первые девять дней месяца Зуль-Хиджа, станет благословенной, его имущество будет увеличено, его дети будут защищены от бед, его грехи будут прощены, его смерть будет легкой, его могила будет освещена светом, а в Судный день чаша весов с его благодеяниями окажется тяжелее, и он займет высокую степень в Раю». (Абд ибн Хумайд, «Муснад»).
Десятый же день месяца Зуль-Хиджа является первым днем Курбан айта, а предшествующий день Курбан айту, то есть девятый день месяца Зуль-Хиджа, называется «День Арафа».
День Арафа связан со стоянием на горе Арафат.
Арафат: гора в 20 км от Благословенной Мекки.
Стояние на горе Арафат, которое длится, начиная с наступления времени намаза аср до заката солнца, является одним из требований хаджа. После заката паломники направляются на Муздалифу для ночевки. Совершив на Муздалифе иша и фаджр намазы, паломники направляются в долину Мина для совершения там обряда побивания сатаны.
День Арафа – это великий дар Всевышнего Аллаха! Так как за совершение благих поступков в этот день вознаграждение увеличивается многократно. Воистину, никто, кроме Всевышнего Аллаха, не знает ее истинную величину. Поэтому какое бы благочестивое деяние не совершил человек, стремясь к довольству Всевышнего Аллаху, в Судный День он, несомненно, увидит вознаграждение за него. И одним из самых важных поступков, которые приближают нас ко Всевышнему Аллаху, является это пост в День Арафа, относительно которого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самым лучшим днем является день Арафа. Достоинство этого дня подобно достоинству пятницы. Самым лучшим дуа является дуа, сделанное в день Арафа. Самыми лучшими словами, сказанными мною и пророками до меня, являются слова «ля иляха иллял-лах уахдаху ля шарикя ляху» (Ахмад).
«Пост в этот день служит искуплением грехов прошлого и будущего года» (Муслим).
Мать правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала Масруку (да будет доволен им Аллах): «О, Масрук! Не слышал ли ты, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сравнивал пост в День Арафа с тысячи другими днями?» (Байхаки, Табарани)
Также мать правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Ни в один из других дней Аллах Всевышний не освобождает столько своих рабов от огня, как в день Арафата. Всевышний Аллах проявляет милость к своим творениям, и хвалит их перед ангелами». (Муслим)
Имам Мухаммад ибн Ахмад Ар-Рамли (рохматуллахи аляйхи) сказал, что пост в День Арафа смоет большие и малые грехи обоих лет. Но грехи перед людьми смоются лишь только после того, как обидчик попросит прощения у тех, кого обидел. В этот день могут не поститься больной и путник (при трудностях). Если нет трудностей, можно поститься. Тому, кто совершает хадж, в этот день желательно не поститься, для того, чтобы иметь силу для богослужений на горе Арафа.
Следует почитать День Арафа и использовать его наилучшим образом. Проведение этого дня в посте, в мольбах о прощении, является выражением благодарности Всевышнему Аллаху. Ведь наш пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самое лучшее дуа – это дуа в День Арафа» (Тирмизи).
«Проявляйте свое уважение ко Дню Арафа, так как Всевышний Аллах ценит этот день» (Дайлями).
«Всякий, кто будет оберегать свои уши, глаза и язык от запретного в День Арафа, будет прощен» (Табарани).
«Поистине Всевышний Аллах в день Арафа смотрит на рабов взором милости и не оставит, не смыв грехи, того, у кого в сердце есть хоть капля веры. Нет ни одного дня, в котором от огня Ада Аллах освобождает рабов и рабынь, как в день Арафата. Поистине, Он в этот день приближается к людям и перед ангелами гордится ими» (Муслим, Насаи).
Из сказанного выше можно сделать следующие выводы:
- В первые десять дней месяца Зуль-Хиджа следует проявлять рвение в поклонении.
- Одним из достойных поклонений в эти дни является соблюдение поста.
- Пост в День Арафа способствует прощению грехов.
Остается добавить, что для тех, кто не совершает хадж, соблюдение поста является мустахабом. То есть сунной. Что же касается поста тех, кто совершает хадж, то согласно ханафитскому мазхабу, соблюдение поста совершающим хадж является макрухом (нежелательным), если это препятствует выполнению им требований хаджа. К примеру, по причине слабости в результате поста.
Абдуссамат Махат