«Нузуль» дословно: спускание, нисхождение.
Одним из вопросов, указывающих на явный антропоморфизм саляфитов, является вопрос о «нузуль». Всему причиной хадис, в котором сказано: «С наступлением последней трети каждой ночи наш Всеблагой и Всевышний Господь янзилю (букв. нисходит) к нижнему небу, говоря: «Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня, чтобы Я даровал ему? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?» (Бухари, Муслим, Абу Дауд)
Сразу отметим, что ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа отрицают дословное понимание данного хадиса, то есть нисхождение Всевышнего Аллаха сущностью, то есть телесное перемещение в пространстве.
Данный хадис саляфиты, то есть приверженцы саляфизма приводят в качестве телесности Всевышнего Аллаха. А как понимали этот хадис ученые из числа саляфов (праведных предшественников, саляф), а также ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа последующих поколений (халяф)? Приведем некоторые примеры!
Ахлю-Сунна единогласны в том, что под словом «нисхождение» (нузуль), которое упоминается в хадисе, не подразумевается движение и перемещение. Однако относительно того, что именно подразумевается под ним, имеются разногласия. Так, Хафиз Абу Бакр аль-Байхаки (384-458 гг. по хиджре), в своем сборнике «Сунан аль-Кубра», сказал: «От Уалида ибн Муслима передается, что он сказал: «У Аль-Аузаги, Малика, Суфьяна ас-Саури и Лейса ибн Сагда спрашивали об этих хадисах, в которых содержится уподобление (при буквальном понимании), на что они отвечали: «Проходите их так, как они пришли, без придания образа (Аллаху)».
Абу Дауд ат-Таялиси сказал: «Суфьян ас-Саури, Шугба, Хаммад ибн Зейд, Хаммад ибн Салама, Шарик, Абу Ауанат не ограничивали, не уподобляли и не сравнивали, приводили хадис и не спрашивали «как?», а когда их спрашивали, отвечали лишь преданием». То есть, дословно пересказывали хадис без каких-либо разъяснений к нему, на что указывал Хафиз аль-Лялякаи (ум. 418 г. по хиджре) в «Шарх усуль аль-Игтикад», передавая следующее высказывание имама Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шайбани о «нузуле»: «Эти хадисы передают люди достойные доверия, поэтому мы приводим их, верим в них и не разъясняем (не толкуем)».
Из сказанного выше понятно, что касательно хадисов, в которых есть проблемные для понимания слова, ранние имамы, во-первых: верили в них. Во-вторых: не разъясняли смысл сказанного. То есть, не толковали аллегорически, не углублялись в смысл. И в-третьих: не придавали образ. То есть не уподобляли Всевышнего Аллаха творениям. Таким образом они уверовав в достоверность хадисов о «нузуль», отвергали образ и подобие, оставляя знание об истинном значении слова «нузуль» на волю Всевышнего Аллаха. Этот метод в религии называется «тафуид».
Таков было мнение ранних ученых-саляфов. Что же касается ученых-халяф, то есть последующих после праведных предшественников ученых, то и они, следуя праведным предшественникам, утверждали, что «нузуль» не является передвижением, отрицая таким образом уподобление Всевышнего Аллаха творениям. Так, имам Абу Сулейман аль-Хаттаби аш-Шафии (319-388 гг. по хиджре), комментируя хадис о «нузуле» в книге «Ма’алиму Сунан шарх сунан Аби Дауд», сказал: «Мазхаб ученых саляфов и имамов факихов заключался в том, чтобы проходить подобные этим хадисам поверхностно, не требовать для них смыслы, и не толковать их, поскольку они понимали ограниченность своих знаний в постижении этого».
Имам аль-Хаттаби (319-388 гг. по хиджре) сказал: «Эти хадисы (то есть хадисы о «нузуль») и подобные ему отрицают те, кто строят аналогии с вещами, которые они наблюдает в своей жизни, как, например, нисхождение, представляющее из себя спуск или перемещение сверху вниз. Это является качеством тел и силуэтов. Что же касается нисхождения Того, Кто не описывается качествами тел (то есть Всевышнего Аллаха), то все эти смыслы не вообразимы в отношении Него. Однако, это (этот хадис) является сообщением о Его могуществе, милости к Своим творениям и жалости к ним, о Его ответе на их мольбы. Он творит то, что желает, в отношении Его атрибутов нельзя вообразить образ и в отношении Его действий нельзя вообразить количество, преславен Он, нет ничего подобного Ему, Он Слышащий, Видящий». (Имам аль-Байхаки, «Сунан аль-Кубра»)
Хафиз Абу Амр ад-Дани аль-Малики (371-444 гг. по хиджре) сказал: «Его нузуль происходит так, как Он пожелает, без ограничений, без наличия образа, без перемещения. Некоторые наши ученые сказали: «Нисходит Его повеление». Они аргументировали словами Аллаха «Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель. Повеление нисходит между ними» (Коран, 65:12). Это же мнение передал Хубайб от имама Малика, да смилуется над ним Аллах. Спросили аль-Аузаи о нисхождении, на что он ответил: «Аллах делает, что пожелает». То есть: выявляется из Его действий то, что Он пожелает». («Ар-Рисаляту аль-уафийату»)
Из сказанного выше ясно видно, каким было понимание хадиса о «нузуль» учеными ахлюс-сунны уаль-джамаа. Это: не уподобление Всевышнего Аллаха творениям. Поэтому можно с уверенностью сказать, что саляфиты, переходя допустимые границы в понимании хадиса о нузуле, впадают в явный антропоморфизм. На это указывают их утверждения о том:
- Что Всевышний Аллах нисходит Своей Сущностью;
- Что Всевышний Аллах перемещается и двигается;
- Что во время нисхождения Всевышнего Аллаха Арш пустует.
И все это – следствие буквального понимания хадиса и недопустимо в отношении Сущности Аллаха.
Всевышний Аллах пречист от уподобления созданиям! Поэтому Он не описывается движением, покоем, передвижением, так как все это из качеств сотворенного и описаний творений. Всевышний Аллах же пречист от этого, нет ничего подобного Ему!
Абдуссамат Махат