Вопрос: Мой сосед, когда к нему приходят гости, просит одолжить ему стол и стулья, посуду. Както раз он пригласил меня к себе за дастархан. Я, заметив на столе спиртное, тактично отказался от его приглашения. Я задумался! Не стал ли я соучастником греха употребления спиртного? Ведь я ему дал свой стол, на котором было спиртное.
Ответ: Да, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проклял десять категорий людей, сказав: «Поистине, Всевышний Аллах проклял хамр (спиртное), и проклял того, кто его производит; того, для кого его производят; того, кто пьет его, кто подает его, кто переносит его; того, для кого его переносят; того, кто продает его; того, кто зарабатывает от его продажи; того, кто покупает его; и того, для кого его покупают». (Тирмизи, Ибн Маджа)
Этот хадис касается тех, кто усердствует в перечисленных делах.
Является ли человек соучастником греха связано с его намерением. Ведь наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это собственноручно, если же он не сможет сделать этого, пусть изменит это своим языком, а если не сможет и этого, то – своим сердцем, и это будет наиболее слабым проявлением веры». (Муслим)
В вашем случае, если вы не желаете, чтобы ваш сосед использовал стол для угощения гостей спиртным, то вы не становитесь соучастником греха употребления спиртного его гостями. А то, что вы дали соседу свой стол и стулья, то вы дали их ему по той причине, что он ваш сосед, потому что он попросил вас одолжить ему их. Ведь у вас не было намерения, чтобы именно на вашем столе было спиртное?! Вы выполнили свой долг перед своим соседом, а именно дали ему то, в чем он нуждался. Поэтому вы не в ответе за то, что он угощает своих гостей спиртным. Ведь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, все дела оцениваются только по намерениям и, поистине, каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести». (Бухари, Муслим)
Конечно, вы, как сознательный верующий, должны побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого шариатом. Но делать это нужно мудро!
Всевышний Аллах говорит: «Призывай к пути Господа своего с помощью мудрости и доброго увещания». («Ан-Нахль», 125 аят)
Поэтому призыв к одобряемому и удерживание от порицаемого зависит от состояния человека, которого стараются удержать, от какого-либо греха. Так, иногда необходимо использовать мягкие слова и вежливое обращение, а иногда подходящими могут оказаться только жесткость и суровость. Обращаясь к Мусе и Харуну (мир им обоим!) Всевышний Аллах сказал: «Идите оба к фараону, преступившему пределы дозволенного, и говорите с ним мягко, чтобы он одумался или устрашился». («Таха», 43-44 аят)
Вот почему призывающий к одобряемому должен обладать определенными качествами, важнейшими из которых являются доброта, кротость, справедливость и знание.
Суфйан ас-Саури (да будет доволен им Аллах) сказал: «Побуждать к одобряемому и удерживать от отвергаемого может лишь тот, кто обладает тремя качествами: тот, кто проявляет доброту, побуждая к чему-либо, и проявляет ее, удерживая от чего-либо, и тот, кто проявляет справедливость, побуждая к чему-либо, и проявляет ее, удерживая от чего-либо, и тот, кто знает о том, к чему он побуждает и от чего удерживает».
Имам Ахмад (рохматуллахи аляйхи) сказал: «Люди нуждаются в обходительности, и доброте и побуждении к одобряемому без грубости, если только дело не касается открыто предающегося пороку человека, по отношению к которому проявлять уважение не следует».
Абдуссамат МАХАТ