Намаз – один основный столпов Ислама, совершение которого является наиважнейшим требованием Всевышнего Аллаха.
В Коране есть аяты, в которых обязательность совершения намаза упоминается наряду с верой во Всевышнего Аллаха. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) указывая во многих хадисах на важность соблюдения намаза, предупреждал о том, что в Судный день человек будет спрошен за намаз. Все это, несомненно, указывает на важность соблюдения пятикратного намаза.
В настоящее время среди нас не мало верующих, так называемых «саляфитов», которые определяют кем является человек, мусульманином или неверующим, по тому, совершает он намаз или нет. Если совершает, то мусульманин, а если нет, то неверующий. Конечно же, такое мнение является чрезмерностью, основанным на неграмотности, не знании Ислама.
Сразу же оговоримся, что по мнению ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа не совершение намаза является тяжким грехом, достойным как осуждения в этом мире, так и сурового наказания в Судный день Всевышним Аллахом. Наряду с этим осознанное отрицание обязательности пятикратного намаза чревато таким последствием, что может вывести человека из числа верующих.
Что же касается саляфитов, то человек, не совершающий пятикратный намаз, однозначно является неверющим. На чем основано такое «авторитетное» мнение саляфитов? С чего, так сказать, все началось?
Из истории известно, что в течении трех первых веков в Исламе софрмировались четыре правовых школы: ханафитский, шафиитский, ханбалитский и маликитский мазхабы. А уже после трехвекового периода ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа начали давать ответы, связанные с тем или иным религиозным вопросом, в рамках одной правовой школы. То есть в той местности, где был распространен, к примеру, ханафитский или маликитский мазхаб, ответы давались согласно требованиям ханафитского или же маликитского мазхаба. При этом исключение составляли только захириты.
Захирит – верующий, который опирается только на внешний смысл аята или же хадиса. Захиризм, в настоящее время, присущ приверженцам саляфизма. Конечно же нельзя, ни в коей мере, сравнивать первые поколения захиритов с нынешними саляфитами. Хотя бы потому, что первые поколения захиритов придерживались в своих мнениях определенных правил, были искренни в своих убеждениях, в то время как во взглядах нынешних саляфитов преобладает рационализм следования страстям (нафсу). То есть они, любое требование шариата, могут «подогнать» под свое понимание. А все началось с того, как Ибн Таймия, будучи ханбалитом, стал смешивать захиритский мазхаб с ханбалитским мазхабом. И сегодня это находит отражение во взглядах и убеждениях саляфитов, наших современников.
Что касается намаза, то сегодня среди саляфитов можно встретить «ревизоров», которые проверяют совершаешь ты намаз или нет? Если человек не совершает намаз, то ими тут же выводится вердикт: он – не мусульманин. Если же человек совершает намаз, то тут саляфиты переходят ко второму акту: а скажи, считаешь ли ты того, кто не совершает намаз мусульманином? Хотя, если вдуматься, кто давал им право проводить подобные «изыскания»? Какое они имеют моральное право выяснять, кем является тот или иной человек, верующим или неверующим?
Что касается намаза, то пренебрежение совершением пятикратного намаза бывает двух видов. Первый вид: когда человек не совершает по незнанию о его важности или же по причине пренебрежения им, при этом он ни в коей мере не отрицает обязательность совершения намаза. Второй вид: когда человек знает о предписании (обязательности) намаза, но осознанно отрицает обязательность его совершения. И если в первом случае человек является грешником, совершающим тяжкий грех, то во втором случае осознанное отрицание обязательности пятикратного намаза может вывести человека из числа верующих. Таково мнение ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа, которое, конечно же, основывается на сказанном в Коране и сунне!
Как мы видим, в этом вопросе в основу берется внутреннее убеждение человека. В качестве примера можно привести намаз мунафика.
Мунафик: двуличный, человек, который на словах утверждает, что он верующий, но в душе не верует в истинность Ислама и его их предписаний.
Мунафик, скрывая свое неверие, может совершать намаз, соблюдать пост, но ни одно его так называемое поклонение не может быть принято Всевышним Аллахом по причине его неверия в истинность Ислама и его предписаний.
Согласно мнению ученых четырех мазхабов человек, который не совершает намаз или же пропускает его по какой-либо причине, например, лени, болезни и т.п., но в душе искренне верует во Всевышнего Аллаха, в истинность Ислама и его требований, хоть и является грешником, но является верующим.
И здесь будет уместным упомянуть, что согласно шариату, верующему, который, к примеру, пропускает намаз по небрежности, может быть вынесен смертный приговор. При этом этого верующего могут казнить не в качестве неверующего, а как верующего, который пренебрегал своими обязанностями перед всевышним Аллахом. То есть смертный приговор приводится в исполнение в назидание другим. После же приведения приговора такого верующего хоронят по исламскому шариату. То есть проводят омовение, совершают джаназа намаз (поминальную молитву). Но, в истории не известно ни одного достоверного случая, когда одному из верующих был вынесен такой приговор, и который был приведен в исполнение.
В книге «Фикхус-сунна», которая является одной из основных книг, на которую опираются саляфиты, приводится беседа между имамом Шафии и имамом Ахмадом. Когда имам Шафии спросил: «Неужели ты считаешь человека, который пропустил намаз по лени кафиром», -имам Ахмад ответил: «Да». Тогда имам Шафии спросил: «Когда же он становится мусульманином?» На что имам Ахмад ответил: «Когда он произносит шахаду (слова свидетельства)». Имам Шафии сказал: «Так он же перестает их произносить». На что имам Ахмад промолчал.
Следует отметить, что ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа единогласны во мнении, что верующий не совершающий намаз является грешником. То есть человек, произносящий калиму, верующий во Всевышнего Аллаха, в истинность Ислама, но не совершающий намаз, скажем по лени, является верующим. А что говорят ученые, на мнение которых опираются саляфиты? К примеру имам Ибн Баз сказал, что человек, пропустивший один намаз, даже по лени, не является верующим. Но при совершении следующего намаза он вновь становится верующим. И когда его спросили: «Что вы скажете о человеке, который проспал утренний намаз?»:-он ответил: «Он является кафиром». И тогда ему сказали: «Но ведь так происходит со многими». На что Ибн Баз ответил: «Адский огонь обширный»?!…
Другой ученый саляфитов, ныне покойный имам Усаймин считал, что человек не совершающий намаз является неверующим, в то время как следующий ученый, на которого любят ссылаться саляфиты, имам Аль-Албани сказал, что человек, который не совершает намаз, при этом не отрицает его обязательность, является мусульманином. Обратите внимание, что таково мнение трех ученых, на которых, в своих утверждениях опираются саляфиты. Три ученых – три мнения, противоречащих друг другу.
Абдусамат Махат