Одним из качеств, присущих саляфитам, является их привычка вдаваться в крайности, что выражается как в признании ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа, так и в их отрицании. То есть саляфиты имеют привычку, там, где им выгодно, ссылаться на того или иного ученого и на его труды, и вместе с тем отрицать его в качестве ученого, а также его труды, там, где его точка зрения не совпадает с антропоморфизмом саляфитов.
Одним из подобных проявлений является поклеп, то есть намеренное искажение фактов, касающихся ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа. Так, саляфиты приводят, якобы, следующие слова имам Шафии (рохматуллахи аляйхи): «Утверждение в Сунне, которого придерживаюсь я, которого, как я видел, придерживаются наши ученые, которого придерживаются Ахль Аль-Хадис (ученые хадиса), которых я видел, Суфйан, Малик и другие, от которых я перенял, гласит о свидетельстве, что нет божества, кроме Всевышнего Аллаха и что Мухаммад – посланник Аллаха. Что Всевышний Аллах на небесах, на Арше (престоле), Он приближается к творениям как Сам того пожелает и спускается на небеса дуньи как Сам того пожелает».
Теперь следует разобраться, действительно ли имам Шафии (рохматуллахи аляйхи), как утверждают саляфиты, мог сказать такое?!
Это предается от Абу Аль-Хасана Аль-Хаккари и Ибн Мухаммад Аль-Мукаддаси, иснад (цепочка) передачи которых, якобы, доходит до Аби Саури и Абу Шугайба, которые являются шафиитами.
Имам Аз-Захаби (рохматуллахи аляйхи), в своей книге «Мизан Аль-Игтидаль», про Абу Аль-Хасана Аль-Хаккари сказал: «Ибн Асакир сказал, что Абу Аль-Хасана Аль-Хаккари не заслуживает доверия».
Ибн Ан-Наджар сказал: «Фальсифицирует хадисы и иснады».
Также имам Аз-Захаби (рохматуллахи аляйхи), в «Мизан Аль-Игтидаль», сказал, что вышесказанное высказывание приписано имаму Шафии (рохматуллахи аляйхи).
Имам Ибн Хаджар (рохматуллахи аляйхи), в своей книге «Лисан Аль-Мизан», сказал, что в словах Абу Аль-Хасана Аль-Хаккари много вымышленных вещей.
Что касается Ибн Мухаммада Аль-Мукаддаси, то имам Аль-Джаузи (рохматуллахи аляйхи), в своей книге «Дафгу шубхи ат-ташбих биакаффи ат-танзих», указывает, что он был муджассимом. То есть антропоморфистом. Там же сказано, что Абу Шугайб, как указывается в «Тариху Багдад», родился спустя два года после кончины имама Шафии (рохматуллахи аляйхи). То есть Абу Шугайб никак не мог услышать эти слова от имама Шафии (рохматуллахи аляйхи)?!
Следующий пример поклепа!
По мнению некоторых саляфитов имам Куртуби (рохматуллахи аляйхи) сказал, что первое поколение саляфов (праведных предшественников) верили в физическое вознесение Всевышнего Аллаха?!
Возможно ли такое?!
Во-первых, имам Куртуби (рохматуллахи аляйхи) придерживался принципов танзиха. То есть отрицал присущность Всевышнему Аллаху сторон, места, движение и неподвижности, изменения и т.п. Так как все это является признаками, присущими творениям. Напротив, имам Куртуби (рохматуллахи аляйхи), в своем тафсире «Аль-Джамигу ли ахкамиль-Куран», указал, что все ученые из числа саляфов (праведных предшественников), как их первое поколение, так и последующее, веровали, что Всевышний Аллах не находится наверху (сверху, выше). То есть они не придавали Всевышнему Аллаху направление и место.
Это еще раз указывает на истинность вероубеждения матуридитов и ашаритов, которое соответствует вероубеждению саляфов.
Также имам Куртуби (рохматуллахи аляйхи), в своем тафсире, сказал: «Возвышение Всевышнего Аллаха» является выражением возвышенности Его величия, сыфатов (атрибутов) и власти. То есть нет ничего величественнее Его, нет ничего, кто может быть Ему сотоварищем в Его величии. Он величественен в абсолютном смысле».
Данное высказывание явствует, что имам Куртуби (рохматуллахи аляйхи) не придавал Всевышнему Аллаху направление и место! Доказательством этого является то, что имам Куртуби (рохматуллахи аляйхи) указывал на то, что ученые-саляфы веровали в «истиуа Всевышнего Аллаха», хотя и не понимали его истинного значения. Как известно, салфиты под «истиуа» понимают физическое вознесение Всевышнего Аллаха. И в качестве доказательства своих слов имам Кутруби (рохматуллахи аляйхи) приводит следующее высказывание имам Малика (рохматуллахи аляйхи): «Аль-Истиуа – известно (в лингвистическом значении). Его образ – неведом. Спрашивать об этом – бидга (нововведение искажающее религию)».
P/S: Во-первых, как можно, в качестве довода, ссылаться на высказывания человека, то есть Абу Аль-Хасана Аль-Хаккари, которого ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа характеризируют в качестве лжеца?!
Во-вторых, как можно искажать истину и при этом утверждать об истинности своего вероубеждения, попутно обвиняя приверженцев четырех мазхабов в неправильности их вероубеждения?!
Абдуссамат МАХАТ