В исламе получение знаний рассматривается как одна из важнейших обязанностей мусульманина. Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: «Стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина».
Однако современные реалии показывают, что, несмотря на предупреждения школьных наставников и руководителей религиозных организаций, казахстанская молодежь по-прежнему стремится получить религиозное/исламское образование за рубежом.
Важно понимать, что теологическое образование, в отличие от светского, имеет свои подводные камни, которые могут привести к крайне нежелательным последствиям. Эта проблема становится особенно актуальной на фоне распространения различных онлайн-курсов от неофициальных духовных заведений и сомнительных религиозных наставников (устазов), которые не прошли государственную аккредитацию или не признаны ведущими исламскими учеными.
В данном материале мы рассмотрим угрозы и риски для казахстанцев, которые, не задумываясь, отправляются на обучение в зарубежные религиозные и языковые курсы.
Текущие угрозы:
– Поступление в сомнительные религиозные школы или марказах. В последние годы в арабских странах наблюдается рост числа исламских образовательных платформ, предоставляющих религиозное образование без необходимой аккредитации.
– Обучение в подпольных марказах у неквалифицированных устазов. Это может привести к формированию у студентов ошибочных представлений о религии и их радикализации.
Основные риски:
Радикализация. Некоторые учебные заведения могут преподавать экстремистские идеологии, отклоняясь от традиционного ислама.
– Низкое качество образования. Учебные заведения без аккредитации часто не обеспечивают качественное образование.
– Отсутствие признания дипломов. Выпускники таких заведений могут столкнуться с трудностями при признании дипломов на международном уровне.
– Манипуляции с религиозными взглядами. Некоторые школы используют сомнительные методы, направленные на манипуляцию религиозными убеждениями студентов.
Данные по закрытию подпольных марказов:
Данные о закрытых подпольных марказах и вузах на Ближнем Востоке, закрытых за отсутствие лицензии и пропаганду экстремизма, не всегда доступны. Однако известны случаи закрытия центров в Саудовской Аравии, Египте и Йемене. Например, в 2014 году Египет закрыл сотни мечетей и учебных центров без лицензий, подозреваемых в экстремистской деятельности.
Как выбрать образовательное учреждение:
При выборе учебного заведения для изучения ислама следует учитывать следующие критерии:
– Аккредитация и лицензия. Учреждение должно быть официально признано государственными или международными органами.
– Репутация. Исследуйте отзывы выпускников и репутацию среди исламских ученых.
– Избегайте радикальных школ. Избегайте учреждений с сомнительной идеологией.
Важно помнить, что в Казахстане созданы все условия для получения качественного полноценного исламского образования.
В отечественных медресе и теологических ВУЗах работают зарубежные преподаватели из известных теологических вузов Египта, Турции и Саудовской Аравии.
Получив диплом в Казахстане, Вы сможете пользоваться им на международном уровне, не подвергаясь рискам, связанным с обучением за границей.
Умурзакова А.А.