Вопрос: Ассаляму аляйкум! Часто бывает так, что что-либо вызывает сомнение. Что делать в таких случаях?
Ответ: Уа аляйкумус-салям уа рохматуллахи уа баракатух!
Надеемся, что ваш вопрос касается религиозных вопросов.
Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Оставь внушающее тебе сомнения, и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает. Воистину, истина – это спокойствие, а ложь – это сомнение». (Тирмизи, Ахмад, Ибн Хиббан)
Имам Аль-Манауи (рохматуллахи аляйхи) сказал: «Оставь внушающее тебе сомнения», то есть оставь то, в отношении благостности или скверности, или в отношении дозволенности или запретности чего ты сомневаешься. «И обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает», то есть устремись к тому, в чем у тебя нет сомнений, к тому, в дозволенности и благостности чего ты убедился. «Воистину, истина – это спокойствие», то есть узнав истину, сердце обретает спокойствие. «А ложь – это сомнение», то есть из-за неё сердце тревожится и беспокоится. Имам Ат-Тыби (рохматуллахи аляйхи) сказал: «Эти слова являются правилом для предыдущих слов. Смысл их в том, что если ты обнаружишь в себе неуверенность в отношении чего-либо, то оставь это, так как истина вселяет уверенность в (сердце) верующего и дает ему спокойствие, а ложь заставляет сомневаться. Зародившиеся сомнения извещают тебя о ложности (задуманного), посему остерегайся его. А твое спокойствие в отношении чего-либо являются предчувствием его истинности, так держись же этого». (Файд Аль-Кадир)
Ситуации, когда возникают сомнения, бывают во время совершения поклонения, в отношениях между людьми, встречаются в вопросах, связанных с браком, и в других ситуациях. Например, у человека нарушилось омовение, а после он совершил молитву. После этого он стал сомневаться: совершил ли он новое омовение для молитвы после того, как оно было нарушено, или нет? Он сомневается. Если он совершил омовение, то его молитва верна, а если нет – является недействительной. Он остался в сомнениях и беспокойстве. В этом случае он должен оставить сомнения и обратился к тому, в чем их нет. Сомнения в этом случае – это верность молитвы, и они пропадут, когда он совершит омовение и (заново совершит) молитву.
Также перед человеком может сомневаться в дозволенности чего-либо. В этом случае, если у него нет возможности выяснить решение шариата в отношении сомнительного, он должен отстраниться от него. То есть не совершать сомнительного действия!
Абдуссамат МАХАТ