Мухаммад ибн Салих Аль-Усаймин (1929-2001 г.г.), известный как Ибн Усеймин, по мнению саляфитов,саудовский исламский религиозный деятель, ученый, правовед и толкователь Корана, мужтахид, муджаддид современности.
Чтобы понять степень учености Ибн Усеймина следует познакомиться с его высказываниями в виде фетв, которые являются явным доказательством того, что он является антропоморфистом. Благо, что существует литература саляфитов, которая содержит в себе все высказывания Ибн Усеймина.
И так!
- Утверждение Ибн Усеймином ташбиха, то есть уподобления Всевышнего Аллаха творениям.
«Нельзя категорически запретить ташбиһ (уподобление Всевышнего Аллаха творениям)». («Маджмагу фатауа», 1/179)
2. Ибн Усеймин уподобляет Всевышнего Аллаха человеку.
Ибн Усеймин сказал: «Какой образ, который есть у Всевышнего Аллаха и у Адама?» Я скажу: «Поистине, у Всевышнего Аллаха есть лицо, глаза, рука, нога, но не обязательно чтобы они были как у человека. В этом есть что-то из ташбиha (уподобления). Но это не тамсиль (полное уподобление)». («Шарх аль-акыда аль-уаситыя», стр. 110).
3. Утверждение Ибн Усеймином телесности Всевышнего Аллаха.
«Если для лицезрения Всевышнего Аллаха нужно, чтобы Он был телом, пусть будет так! Но мы уверенны в том, что это тело не будет похоже на тело созданий, так как Всевышний Аллах говорит: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий». («Шура», 11 аят)». («Шарх аль-акыда аль-уаситыя», 1/458).
4. По мнению Ибн Усеймина Всевышнему Аллаху присуще перемещение.
Ибн Усеймин сказал: «Аһлюс-Сунна единогласна в том, что если из ясных текстов в утверждении действий, прихода, истауа, нисхождения на небеса дуньи вытекает движение Всевышнего Аллаха, то движение в отношении Него является утвержденной истинной согласно этим текстам и вытекающему из них». («Изалятус-саттар», стр. 32)
Ибн Усеймин сказал: «И Он (Аллах) спускается на самом деле, как подобает Ему». («Шарх люмагатиль-итикад», стр. 34)
Ибн Усеймин сказал: «Образ Истауа неизвестен, невозможно сказать, что Всевышний Аллах сидит или не сидит. Но мы говорим, что Истауа – это возвышение и утверждение на Аль-Арше)».
Также Ибн Усеймин сказал, что Всевышний Аллах, якобы, придет в День Суда Своей сущностью и что те, кто говорит, что придет Его Повеление, совершают преступление по отношению к текстам Корана. («Асмаул-лахи уа сыфатуху», стр. 23).
5. Ибн Усеймин утверждает, что у Всевышнего Аллаха есть два глаза.
Ибн Усеймин сказал: «Мы верим, что у Аллахa есть два настоящих глаза». («Акида ахлюс-сунна уаль-джамаа», стр. 14)
Также Ибн Усеймин сказал: «Если бы у Всевышнего Аллаха было больше двух глаз, то это было бы Его совершенством». («Шарх аль-акыда аль-уаситыя», 1/313).
6. По мнению Ибн Усеймина Всевышний Аллах утомляется.
Ибн Усеймин сказал: «Передано от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал: «Всевышний Аллах не утомляется, пока вы не утомитесь». Некоторые ученые заявили, что это является доказательством того, что утомление является качеством Всевышнего Аллаха». («Маджмагу фатауа», 1/174)
Как мы видим, Ибн Усеймин в своем заблуждении ссылается на ученых. Остается выяснить, кто из ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа говорил о том, что Всевышнему Аллаху присуще утомление?!
А теперь посмотрим, как понимали этот хадис ученые!
Имам Ибн Хаджар Аль-Аскаляни (рохматуллахи аляйхи) пояснил: «Всевышний Аллах дает вознаграждение, пока рабы не утомятся совершать благие дела». При этом он ссылается на тафсир имама Ат-Табари (рохматуллахи аляйхи). («Фатхуль-Бари», 3/37)
Сам имам Ат-Табари (рохматуллахи аляйхи) сказал: «Хадис: «О, люди! Поистине, Всевышний Аллах (буквально) не утомляется», т.е. не перестает давать награду до тех пор, пока вы не утомляетесь совершать благие дела. И вменяйте себе дела, которые можете совершить, поистине лучшие дела те, которые совершающий их совершает постоянно, даже если это малые». («Джамиуаль-баян», 23/360)
Таково разъяснение данного хадиса всех видных ученых. Поэтому не понятно, кого Ибн Усеймин подразумевал под словами «некоторые ученые заявили, что это является доказательством того, что утомление является качеством Всевышнего Аллаха».
7. Ибн Усеймина приписывает Всевышнему Аллаху страдание.
Ибн Aль-Усеймин сказал: «Страдание (азият) в отношении Всевышнего Аллаха утверждено, и нам обязательно утверждать его, поскольку Всевышний Аллах утвердил его в отношении Себя, но это не является страданием подобно страданию творений». «Маджмагу фатауа», 10/827)
Между тем Кади Абу-Бакр Аль-Бакыляни (рохматуллахи аляйхи) сказал, что приписывание всевышнему Аллахy страдание является куфром: «Поистине все, что Всевышний Аллах отнес к Cебе, не является обязательным, чтобы это было Сыфатом для Него, а кто же полагает так, то он, несомненно, стал кафиром и совершил ширк. Поскольку пришло в хадисе: «О, сын Адама! Я болел, но ты меня не навестил. Я голодал, но ты меня не накормил. Я испытывал жажду, но ты Меня не напоил. Я был нагим, но ты меня не одел». Всевышний Аллах в хадисе отнес эти вещи к Себе и тот, кто полагает, что Он болеет, голодает, испытывает жажду и обнажается, то он несомненно, стал кафиром и совершил ширк. Также сказал Всевышний Аллах сказал: «Поистине, те, кто причиняет страдания всевышнему Аллаху и Его Посланнику». Здесь в аяте Он отнес «причинение страданий» к Себе. И тот, кто полагает, что «страдание» из Его Сыфатов, тот несомненно стал кафиром и совершил ширк». (Кади Аль-Бакыляни, «Аль-Инсаф», 1/123).
8. Ибн Усеймина говорит, что Всевышнего Аллаха, якобы, есть место.
Ибн Aль-Усеймин сказал: «Из хадиса о рабыне следует, что Всевышнему Аллаху присуще место, и что Он на небе». («Маджмагу фатауа», 4/287).
9. Ибн Усеймин не знает убеждения основателей антропоморфизма: Ибн Таймии и его ученика Ибн Аль-Кайима.
Ибн Усеймин, в своем тафсире, сказал: «Курсий – это место для двух ног Всевышнего Аллаха, Всемогущего и Величественного, и он находится перед Аль-Аршем». Далее: «Вся Ахлюс-Сунна на том, что Аль-Курсий – это место для ног Всевышнего Аллаха. На этом мнении твердо стоял Ибн Таймия и Ибн Аль-Кайим, а также другие из обладателей знаний». («Тафсируал-Кураниль-Карим»)
А что говорили его лидеры Ибн Таймия и Ибн Аль-Кайим?
Ибн Таймия сказал: «Это служит доводом того, что, когда Всевышний Аллах придет и сядет на Аль-Курсий, вся земля будет светиться от Его яркости». («Аль-Асмау уас-Сыфат», стр. 81).
Ибн Аль-Кайим сказал: «Что же касается возвышенности Сущностью, то касательно нее говорится: «Сидит на своем Курсий». («Мухтасар ас-сауаик», 3/1096).
10. По мнению Ибн Усеймина Всевышний Аллах может обижаться.
Ибн Усеймин сказал: «То, что Всевышний Аллах обижается подтверждено. И мы должны утверждать это. Так как Всевышний Аллах утвердил это по отношению к Себе». («Аль-Коулю аль-муфид аля китабит-таухид», 2/356).
11. Ибн Усеймин считал, что речь Всевышнего Аллаха состоит из букв и звуков.
Ибн Усеймин сказал: «На самом деле речь состоит из звуков и букв. Речью можно назвать только то, что состоит из звуков и букв. По причине чего мы утверждаем, что речь Всевышнего Аллаха из букв и звуков». («Шарху Мухтасар ат-тахрир», стр. 464).
12. Ибн Усеймин утверждает, что в Коране нет маджаза.
Маджаз: аллегория.
Ибн Усеймин сказал: «Мы утверждаем, что в Коране нет маджаза, также как его нет и в арабском языке». («Шарх аль-акидатус-сафариния», стр. 258)
Это удивительно! В любом языке, в том числе и в арабском языке, существует аллегория. Что касается Корана, то маджаз является одной из особенностей Корана. И этому есть множество примеров! Например: «Осеняй их (родителей) крылом смирения по милосердию и говори: «Господи! Помилуй их, подобно тому, как они миловали и растили меня ребенком». («Аль-Исра», 24 аят)
Чем является «осеняй их (родителей) крылом смирения», если не аллегорией?!
13. Ибн Усеймин противоречит сахих хадису.
В «Сахихе» имама Муслима (рохматуллахи аляйхи) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) учил свою жену Айшу (да будет доволен ею Аллах) как следует приветствует усопших. (хадис 2256)
Ибн Усеймин сказал, что для женщин посещение могил является большим грехом. («Фатауа мухимма лиумумиль-умма», стр. 149).
14. Ибн Усеймин о тех, кто не совершает намаз.
Ибн Усеймин сказал: «Человек, который не совершает молитву, когда он режет животное, то его не едят. Почему? Потому что оно – запретно (харам). Если в жертву приносит животное иудей или христианин, то оно дозволено нам, и мы едим его. Прибегаю к Всевышнему Аллаху! Его жертвоприношение сквернее, хуже, чем жертвоприношение иудея и христианина». («Маджмагу фатауа», 12/45).
15. Ибн Усеймина об имаме Науауи и имаме Аль-Аскаляни.
Ибн Усеймин утверждал, что имам Науауи (рохматуллахи аляйхи) и имам Аль- Аскаляни (рохматуллахи аляйхи) являются нововведенцами и не являются учеными Ахлюс-Сунны. («Ликау аль-бабиль-мафтух», стр. 42-43).
16. Ибн Усеймин порицал имама Тахауи (рохматуллахи аляйхи).
Ибн Усеймин, порицая имама Тахауи (рохматуллахи аляйхи), сказал, что тот, кто не придает Всевышнему Аллаху направление (сторону), тот отрицает существование Всевышнего Аллаха. («Фатауа аль-акида», стр. 33).
17. Ибн Усеймин дозволяет маулид Ибн Абдул-Уаххаба.
Ибн Усеймин сказал, что собрание на маулид основателя уаххабизма Ибн Абдуль-Уаххаба дозволено, но собрание на Маулид Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запрещено?! («Фатауа аль-акида», стр. 624).
18. Ибн Усеймин о животных.
Ибн Усеймин, в своей книге «Шарх Рияда ас-солихин», том третий, стр. 143-144, говорит: «Доказательством того, что Аллах находится на небе, является то, что животные поднимают головы к небу».
«Даже животные знают, что Аллах на небесах».
«Доказательством того, что Аллах находится на небе, является то, что, если некоторые насекомые изгнаны или им причинен вред, они поднимают ноги к небу».