Сегодня, в эпоху развития интернета, нет проблемы в том, чтобы указать на особенности вероубеждения основоположника саляфизма шейха Ибн Таймии, так как интернет изобилует трудами шейха Ибн Таймии, в основном в формате PDF, как в оригинале, то есть на арабском языке, так и в переводе на различные языке, в том числе и на русский. Все эти труды шейха Ибн Таймии, распространяемые через интернет, являются достоверными доказательствами особенностей вероубеждения шейха Ибн Таймии.
Под «особенностями вероубеждения» подразумеваются:
- Разделение Таухида (веры в единство Всевышнего Аллаха) на три категории:
– Таухиду рубубия (вера в господство);
– Таухиду иляхия (единобожие в поклонении);
– Таухидул-асмаи уас-сыфат (вера в именах и атрибутах Всевышнего Аллаха).
Шейх Ибн Таямия был автором идеи разделения Таухида на эти три категории, что в корне противоречит вероубеждению ученых-саляфов.
Ученые-саляфы: поколение ученых из числа сахабов, табигинов и атбагут-табигин.
Сахабы: современники пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Табигины: последующее после сахабов поколение мусульман.
Атбагут-табигин: последующее после табигинов поколение мусульман.
Ни один их ученых этих трех поколений мусульман не разделял Таухид на вышесказанные три категории.
- Антропоморфизм в вопросах веры во Всевышнего Аллаха.
Антропоморфизм: уподобление Всевышнего Аллаха творениям.
Шейх Ибн Таймия, к примеру, утверждал, что Всевышний Аллах восседает на троне, что Всевышний Аллах больше Арша (трона) на четыре пальца, что наш пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) будет сидеть рядом с Ним на троне. Что это, если не уподобление Его творениям?![1]
Подобный антропоморфизм в корне противоречит требованиям Священного Корана и Сунны.
Так, Всевышний Аллах говорит:
لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ
«Нет ничего подобного Всевышнему Аллаху».[2]
Тафсир аята имамом Ибн Касиром (рохматуллахи аляйхи):
ليس كخالق الأزواج كلها شيء؛ لأنه الفرد الصمد الذي لا نظير له
«Нет ничего подобного Создателю всего парами. Так как Он – Один, не нуждающийся ни в чем. Он Тот, Кто не имеет равных Себе».[3]
Тафсир аята имамом Аль-Багауи (рохматуллахи аляйхи):
قال ابن عباس رضي الله عنهما: ليس له نظير
«Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Нет ничего равного Ему».[4]
Тафсир аята имамом Аль-Алуси (рохматуллахи аляйхи):
نفى للمشابهة من كل وجه، ويدخل في ذلك نفي أن يكون مثله سبحانه شيء يزاوجه عز وجل
«Аят является отрицанием всякого сходства чего-либо с Ним, в том числе отрицанием того, что есть что-либо подобное, приравниваемое Ему».[5]
Тафсир аята имамом Ас-Сагди (рохматуллахи аляйхи):
ليس يشبهه تعالى ولا يماثله شيء من مخلوقاته، لا في ذاته، ولا في أسمائه، ولا في صفاته، ولا في أفعاله، لأن أسماءه كلها حسنى، وصفاته صفة كمال وعظمة، وأفعاله تعالى أوجد بها المخلوقات العظيمة من غير مشارك، فليس كمثله شيء، لانفراده وتوحده بالكمال من كل وجه
«Ни одно из Его созданий не похоже на Него, и ни одно из Его творений не схоже с Его сущностью, с именами и атрибутами, присущими Ему, с Его действиями. Так как все имена Его прекрасны, атрибуты совершенны и величественны. Своими действиями Всемогущий Аллах сотворил великие создания без каких-либо сотоварищей. И нет ничего подобного Ему, по причине Его совершенного единства во всем».[6]
Одним из наставлений Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Муазу ибн Джабалю (да будет доволен им Аллах), при отправлении его в Йемен, было:
إِنَّكَ تَقْدَمُ عَلَى قَوْمٍ مِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ فَلْيَكُنْ أَوَّلَ مَا تَدْعُوهُمْ إِلَى أَنْ يُوَحِّدُوا اللهَ تَعَالَى
«Поистине, ты отправляешься к людям Писания! И первое, к чему ты должен их призывать, это то, чтобы они исповедовали веру во Всевышнего Аллаха».[7]
- Присутствие в воззрениях шейха Ибн Таймии идей основоположника течения каррамитов Мухаммада ибн Каррама Ас-Сиджистани (умер в 869 году по хиджре).
Каррамиты: одно из разветвлений мурджиитов. Время возникновения: первая половина 3-го века по хиджре. Каррамиты утверждали, что достаточно произнести калиму без веры в сердце. Каррамиты являются основоположниками школы Калям, основу которой составляли идеи таджсима и ташбиха.
Школа Калям: религиозно-философская школа, рассматривающая вопросы, связанные с вероубеждением.
Таджсим: придание частей тела Всевышнему Аллаху.
Ташбих: уподобление Всевышнего Аллаха творениям.
- Присутствие в воззрениях шейха Ибн Таймии философских взглядов.
К примеру, шейх Ибн Таймия придерживался доктрины тасальсуль.
Тасальсуль: философская идея о бесконечной цепочке творений в прошлом.
Согласно доктрине Ибн Таймии, Всевышний Аллах всегда творил нечто, а до этого нечто было еще одно творение, которое сотворил Всевышний Аллах. Таким образом у творений, как вида, нет начала. И это, по мнению шейха Ибн Таймии разум должен признать, что Всевышний Аллах всегда был Творцом для творений, у которых нет начала.
Это утверждение в действительности соответствует убеждению неверующих философов, что Всевышний Аллах по Своей Сущности обязан быть Творцом, и, что невозможно, чтобы Он не был Творцом в какой-то промежуток времени.
- Аргументирование вопросов, связанных с вероубеждением, слабыми хадисами.
В своем труде, под названием قاعدة جليلة في التوسل والوسيلة (Великое правило, касающихся мольбы и средств), шейх Ибн Таймия сказал:
لا يجوز أن يعتمد في الشريعة على الأحاديث الضعيفة التي ليست صحيحة ولا حسنة
«В шариате нельзя полагаться на слабые хадисы, хадисы, которые не являются сахих и хасан».
Сахих: достоверный хадис.
Хасан: хороший хадис.
Эта точка зрения шейха Ибн Таймии совпадает с позицией ученых Ахлюс-сунна уаль-джамаа, согласно которой в вопросах вероубеждения нельзя использовать слабые хадисы и вымышленные хадисы. Все, что связано с вопросами веры в сущность и атрибуты Всевышнего Аллаха, аргументируются аятами их Священного Корана и достоверной Сунной. В вопросах, связанных с вероубеждением, в качестве аргументов и доказательств не используются слова сахабов и табигинов, даже если их иснад является достоверным! А между тем один из корифеев саляфизма Аль-Альбани, в своих комментариях к книге шейха Ибн Таймии الكلم الطيب (Благодатные слова), указал, что он, в качестве аргумента, приводит слабые и вымышленные хадисы?!
Абдуссамад Махат
[1] مجموع الفتاوى، منهاج السنة النبوية
[2] «Аш-Шура», 12 аят.
[3] تفسير الجلالين للإمام جلال الدين المحلِّي وجلال الدين السيوطي، سورة الشورى، الآية 11
[4] معالم التنزيل للبغوي، ، 42 – سورة الشورى، الآية 12
[5] تفسير الجلالين للإمام جلال الدين المحلِّي وجلال الدين السيوطي، سورة الشورى، الآية 11
[6] تيسير الكريم الرحمن في تفسير كلام المنان للسعدي، 42 – سورة الشورى، الآية 12
[7] صحيح البخاري، 1 – باب: ما جاء في دعاء النبي صلى الله عليه وسلم أمته إلى توحيد الله تبارك وتعالى، الحديث رقم 6937