Необходимо отметить, что ситуация в религиозной сфере имеет ключевое значение для политической и общественной безопасности государства. От того, как будет реализовываться государственная политика в религиозной сфере, в целом зависит стабильное развития страны.
В современном мире отношения государства и религии на основе разделения сфер ответственности не является уникальными. Основой государственного устройства практически большинства государств мира является принцип светскости.
Термин «светскость» – это новое понятие в общественно-политической и государственной жизни современного Казахстана. В современном осмыслении понятие «светскость» означает:
– нейтралитет государства по отношению к любой религии;
– его независимость от любой религии, как и независимость религии от государства;
– свобода совести и вероисповедания, свобода изучать и критиковать религию;
– отсутствия какой бы то ни было официальной религии и, как следствие, право каждого индивидуума исповедовать любую религию, по своему выбору или не исповедовать ни какую;
– свободный от любой религии характер государственной школы.
Светскость – это не антирелигиозность. Светскость не позволяет религии подчинить себе государство, в то же время она и не позволяет государству подчинить себе религию. Светскость – это не атеизм, а свобода вероисповедания.
Есть схожее со светскостью понятие как «веротерпимость», которая означает терпимость к чужой религии, признание ее право на существование.
Все вышеизложенное позволяет заключить: светскость, отсюда и светский характер общества, позволяет людям жить рядом, несмотря на различия верований, мнений и убеждений. Вот почему светский характер общества – это благо и необходимость.
Светское государство – это конституционная характеристика государства, означающая:
– отсутствие официальной, обязательной для всех религии;
– отрицание признание религиозных установок и правил в качестве источников право и их влияния на деятельность государственных органов;
– обеспечение равенства религиозных объединений, свободы совести и равноправия граждан независимо от отношения к религии в целях достижения баланса интересов личности, государство и религиозных организации в различных сферах жизни общества;
– светский характер государственной системы образования и воспитания, которая не преследует цели формирования того или иного отношения к религии;
– отсутствие распространяющих свою юрисдикцию на всех граждан религиозных судов.
Укрепление светскости государства отвечает интересам национальной безопасности Казахстана и развития общества. Это соответствует концептуальным идеологическим документам: «Стратегия «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства», общенациональной программы «Рухани жаңғыру», статьи Елбасы Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» (12.04.- 2017г.), «Семь граней Великой степи» (21.11. – 2018 г.), Послания Главы Государства К-Ж.К. Токаева «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» (02.09. – 2019 г) и статьи «Абай и Казахстан в ХХI веке» (09.01. – 2020 г.).
Задачи поддержания и развития консолидации казахстанского общества и модернизации общественного сознания требуют достаточно высокого уровня общественного единства. Поэтому столь важен диалог светских и религиозных ценностей, в процессе которого эти ценности сближаются.
Принцип светскости государства, означает, прежде всего, отделение религии от государства. Это не означает ограничение прав религиозных организаций и общин, отстранения религиозных субъектов от участия в жизни общества, решении общественно значимых задач. Государство, следуя принципу отделения религии от государственных функций, создает для всех субъектов общественных отношений, в том числе религиозных объединений, общее правовое поле, в рамках которого все имеют одинаковые права, возможности и ограничения.
Во многих терминологических словарях дается различное определение «светскости», но при этом сохраняется их единство в смысловой ее интерпретации, означающей данное понятие как «нерелигиозное».
По сути, светский – это признак, определяющий нерелигиозный, мирской, общегражданский характер государственных институтов, сфер общественных отношений.
Исходя из этого, очевидно, светское государство – это государство, реализующее властные полномочия без прямого участия религии. Другими словами, это государство с устройством, где религия отделена от механизмов государственного управления. Решения государственных органов не могут исходить из религиозных предписаний. Хотя законодательство светского государства может соответствовать религиозным нормам, тем не менее, они основываются на общегражданских интересах.
При этом, «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а свободой от таковых. В светском, демократическом государстве каждый человек вправе не ограничивать себя религиозными рамками; он свободен, исповедовать или не исповедовать ту или иную религию.
Вместе с тем, хотя светскость предполагает отделение государства от религии, это не означает изолирование или удаление религиозных субъектов из общественной жизни. Осуществляется лишь разграничение сфер влияния государства и религиозных организаций при сохранении роли государства как основной формы организации власти и управления. Государство считает верующих полноправными гражданами Казахстана, а религиозные объединения и верующих – важными участниками осуществления социально полезной деятельности: благотворительной, культурно-просветительской, гуманитарной, и сотрудничает с ними в проведении такой деятельности.
Теократические государства, в которых власть всецело принадлежит духовенству, а ее деятельность основывалась на догматах определенной религии, давно изжили себя.
Определяющими свойствами теократического государства являются:
– наличие обязательной для всех религии;
– религиозные организации не только входят в политическую систему, но и составляют ее центральное звено;
– религиозные объединения не отделены от государства;
– религиозный лидер или группы религиозных лидеров находятся во главе государства, возглавляя органы государственной власти.
Сегодня в полной мере теократическим государством, пожалуй, можно назвать лишь Ватикан. Элементы теократического устройства имеются у Ирана и ряда арабских монархий, прежде всего, Саудовской Аравии. Попытку построения теократической государственности предприняли радикалы в так называемом «Исламском государстве», запрещенном в Казахстане и ряде других стран.
Не вдаваясь в особенности классификации типов светских государств, которую используют в социологической науке, хотелось лишь отметить, что в Республике Казахстан сформированы все условия для развития светскости по классическому типу, означающей независимость государства от религиозного санкционирования или давления. Эта модель государственно-конфессиональных отношений основана на том, что государство соблюдает нейтралитет в отношении к конфессиям, все религии имеют равные права и возможности, при этом между представителями различных вероисповеданий установлены доброжелательные взаимоотношения. Как отметил Первый Президент нашей страны, Елбасы Н.А.Назарбаев: «…наша модель межнационального и межрелигиозного согласия – это реальный вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий».
Таким образом, светский характер Республики Казахстан, являясь одной из основ конституционного строя, дополняет идеологический и политический плюрализм – духовным многообразием. В условиях полиэтнического и многоконфессионального Казахстана, сохранение светских принципов государства приобретает особую актуальность.
Б. Шериязданов,
Институт истории государства,
КН МОН, к.п.н.