В течение последних десятилетий в разных районах мира формируются зоны возрастающей многоуровневой нестабильности – социально-политической, этнополитической, военно-политической – с активной вовлеченностью в дестабилизационные процессы и акции радикальных исламских организаций, движений, группировок и режимов, образующих в своей совокупности различные религиозные течения.
На современном этапе религиозные течения превратились в одну из самых сложных социальных проблем, став частью политики.
Аналитики отмечают, что для общества опасность представляют так называемые нетрадиционные религиозные организации, способствующие массовому увеличению миссионеров, многочисленных религиозных общин и организаций. Многие из них для достижения своих целей добиваются роста политической нестабильности и межконфессиональной напряженности [1].
Сегодня наряду с такими течениями как салафизм, мадхализм, вахабизм и др. одной из самых опасных разновидностей религиозного экстремизма является такфиризм и джихадизм, которые вкупе составляют понятие «такфиро-джихадизм».
В последние десятилетия это течение все больше и больше становится причиной различных конфликтов в ряде стран, которые часто переходят в столкновения и требующие военного вмешательства.
Джихадом в исламе является борьба со своими духовными или социальными пороками (например, с ложью, обманом, развращенностью общества и т. д.), устранение социальной несправедливости, постоянное усердие в деле распространения ислама, ведение войны с агрессорами, наказание преступников и правонарушителей [2].
Однако на современном этапе термин «джихад» получило большее распространение вкупе с выражением «священная война» и стало основным значением для немусульман. Среди самих мусульман джихад является освободительной формой общей миссии, однако в ряде демократических светских стран и республик джихад относится к ветви экстремизма.
Другое течение такфиризм берет свое название от движения «Ат-такфиру аль-хиджра» («Обвинение в неверии и отъезд для спасения своей веры») под предводительством Шукри Мустафы. В их учении, которое они расценивают как единственно правильное понятие ислама, присутствует особое положение о кафирах («неверных») [3].
Такфириты узко понимают «джихад», понимая его, как вооруженную борьбу за веру. Они считают, что восстановить власть Аллаха на земле можно лишь после того, как силой будет уничтожена джахилийя («невежество») [4].
В настоящее время институт «джихада», как политический лозунг и военно-политическая практика, широко используется исламскими экстремистскими организациями. Некоторые организации имеют слово «джихад» в своем названии, как, например «Аль-джихад», основанная Абд ас-Салям Фарагом.
Успех таким течениям и поддерживающих их организаций обеспечивает высокий уровень распространения агитационной информации среди общества с помощью социальных сетей, а также рекламно-издательской деятельности.
Наиболее уязвимые слои населения, подверженные данной идеологии – это молодежь. Радикально настроенная молодежь снабжена всей необходимой литературой, им доступны все информационные каналы, сайты, порталы; многие миссионеры благополучно получают образование в некоторых исламских странах.
Активизация этого течения представляет собой реакцию на глобализацию и мировые интеграционные процессы. Следует понимать, что эти явления являются не только угрозой национальной безопасности конкретных стран, но имеют и международный характер.
Государства, гражданские общества, активные социальные группы должны быть заинтересованы в искоренении негативного воздействия различных нетрадиционных религиозных течений.
Материал подготовил Билялов Серикбол
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ:
1.http://www.islamsng.com/kaz/analytics/7386
2.http://www.odnoklassniki.ru/group/52348187836510
3.http://doverie.com.kz/articles_all.php?id=1380028216&subaction=showfull&template=news&ucat=6
4.http://mir-politika.ru/211-nekotorye-teoriticheskie-osnovaniya-stanovleniya-i-rasprostraneniya-islamistskoy-ideologii.html