О текущей ситуации в религиоведении и системе подготовки отечественных специалистов-религиоведов поделился в интервью порталу «Kazislam.kz» отечественный религиовед Олег Синяков.
– Какова востребованность религиоведов в межэтнической и межконфессиональной сферах?
– Неоценима, однако без роста профессионального уровня религиоведов, их значение будет низкой и, увы, неэффективной.
Есть такой негласный закон, что без знания идеологии изучаемого объекта невозможно выиграть даже партию в шахматы. Поэтому одним из важнейших принципов методологии религиоведения является исследование идеологии, или догм, верований, функционирующих в нашей стране, их влияния на своих адептов и общество в целом, выявление позитивных и негативных факторов воздействия на верующих в связке с глубоким пониманием региональной специфики, компетентность религиоведа в знании догматике основ вероучений различных религиозных течений и конфессий – всё это позволяет определять религиоведа как высококвалифицированного специалиста.
— Значит надо улучшать систему подготовки религиоведов?
– Для этого нужно совершенствовать развитие собственно науки в целом, так и совершенствовать научно-педагогические кадры по стране.
Необходимо понимать, что для предотвращения обострений межэтнических и межконфессиональных отношений в казахстанском обществе в будущем, уже сегодня требует от нас принятия мер по совершенствованию специализации подготовки экспертов по таким направлениям, как история, культура конфессий, действующих в регионах Казахстана, их обычаи и традиции, догматику.
Поэтому выпускники наших ВУЗов должны обладать наивысшей мировоззренческой компетенцией, уметь прогнозировать межэтнические и межконфессиональные ситуации в местах своей предстоящей деятельности внутри страны, а также и на международном уровне.
– Какие тенденции в религиозной сфере вы можете отметить?
– Общеизвестно, что Казахстан славится отсутствием острых конфронтации на религиозной почве. Однако при изучении современной этнической и религиозной ситуации всплывают совсем нерелигиозные факторы, негативно воздействующие на казахстанцев: безработица, инфляция, социальное неравенство, низкий уровень религиозной грамотности, миграционные процессы, распространенность уничижительных этноконфессиональных стереотипов, проникновение чуждых и деструктивных идеологий.
Поэтому главный принцип в данном вопросе – умение религиоведа выявлять соотношение спокойного и взрывоопасного проявления периодов, как в социуме, так и в республике, и обезопасить его.
Реализация государственно-конфессиональной политики в соответствии с новыми казахстанскими реалиями ставит задачи изучения как традиционных для Казахстана, так и малочисленных религий и конфессий. В этой связи, занимаясь вопросами исследования современных религий, меня лично заинтересовал вопрос религиозной конверсии, механизмы влияния и методы религиозных переходов, а самое главное – необходимость оценки конверсионных последствий.
Нами проведены конкретные онтологические исследования и аксиологические измерения религиозной конверсии в казахстанском обществе. Выявлены формы деструктивных обращений, не только исламистских, но и прикрывающихся христианством. Важно пресекать эти явления и всегда помнить, что в знаменателе стоит человек, наш с вами гражданин, а не какая-либо абстракция, на которую направлена деструкция, приводящая к моральному релятивизму. Совершенно ответственно можно заявить, что религиоведение, как наука, способна дать научное обоснование данному феномену и выработать способы устранения негативных проявлений в казахстанском обществе.
– Что вы можете сказать, опираясь на собственный опыт?
– Можно добавить, что еще одним актуальным принципом в исследовании современного религиоведения стал принцип темпоральности. «Классикой жанра» в этой области до сих пор остается небольшое отставание учебников религиоведения от новейших исследований. В этом плане имеет смысл инкорпорировать в сферу изучения феномен современной религиозной ситуации. Являясь практиком в данной области, могу со всей ответственностью заявить о необходимости включения в данный процесс методологии масштабных социологических исследований. Провоцируя и наблюдая мыслительный процесс общества в ответах на социально-религиозную тематику, сам исследователь не должен отходить от эпистемологического базиса. Данный постулат наблюдается у американского профессора Ph.D. Принстонского университета Б. Грегга: «Ученые конструируют свои частные подходы, выбирая из вариаций эпистемологических строительных блоков». Прогрессивность этого метода заключена в том, что сам исследователь может наблюдать и изучать эти процессы вживую, эксплицитно.
– Что Вы скажете о текущих минусах школьного предмета религиоведения?
– Предмет интересен и познавателен, однако выделю два основных минуса – низкокачественные учебники и слабо разбирающиеся в религиях преподаватели. Обратим внимание преподавателя. Понятно, что он должен уделять равнозначное внимание всем религиям, без выказывания предпочтений. Но самое главное – уроки должен вести специалист высшей квалификации, компетентный в вопросах религии. Не имеет значения, верующий ли он или нет: главное – «человек знающий». Такие знания очень важны в воспитании культурного подрастающего поколения.
А учебники должны писать опытные ученые-религиоведы, имеющие педагогический стаж и опыт, взяв за основу мировой опыт в соответствии с казахстанскими реалиями. Думаю, что для этого у нас есть огромный потенциал.
Спасибо за интервью
Редакция портала «Kazislam.kz» (БСА)