Казахстан, являясь многоконфессиональным и полиэтническим государством, сумел достичь уникального общественного согласия и национального единства в религиозной сфере благодаря грамотно выстроенной государственной политике. Основы этой политики были заложены законодательно с первых лет Независимости республики.
После обретения суверенитета страна столкнулась с необходимостью формирования собственного курса в сфере регулирования религиозных отношений. В отличие от соседних государств Центральной Азии, Казахстан не являлся исключительно мусульманской страной – здесь издревле компактно проживали представители различных конфессий. Соответственно, перед правительством стояла задача выстраивания сбалансированной политики по отношению ко всем религиям и этносам, населяющим республику.
На сегодняшний день в Казахстане официально зарегистрировано 3808 религиозных объединений, охватывающих 18 конфессий, в том числе ислам, православие, католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм и ряд других религиозных течений. При этом в стране проживают представители более 120 национальностей.
Для обеспечения межконфессионального мира и согласия были приняты ключевые законодательные акты, регулирующие религиозную деятельность и закрепляющие свободу вероисповедания. Среди них – Законы “О свободе вероисповедания и религиозных объединениях” (1992 год) и “О религиозной деятельности и религиозных объединениях” (2011 год).
Важную роль в укреплении межконфессионального диалога сыграли общенациональные институты и инициативы. В их числе – Ассамблея народа Казахстана, содействующая миру и согласию между религиями и этносами, а также уникальный в своем роде Съезд лидеров мировых и традиционных религий, проводящийся в Казахстане с 2003 года и ставший авторитетной международной площадкой для межрелигиозного диалога.
В 2019 году был учрежден Центр Н. Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога.
Для системной реализации государственной политики в 2021-2023 гг. принят Комплексный план, направленный на укрепление светских принципов и межконфессиональной стабильности.
По данным социологических опросов, около 70% казахстанцев осведомлены о деятельности государственных органов в религиозной сфере, треть целенаправленно интересуется этой информацией. Лишь 10% населения негативно оценивают проводимую политику. Большинство (62,8%) считают себя информированными о религиозной ситуации.
Для эффективного противодействия религиозному экстремизму и терроризму зарубежные эксперты рекомендуют уделять первостепенное внимание применению методов и инструментов «мягкой силы». Эта концепция предполагает комплексный подход, включающий в себя информационно-идеологическую работу с населением, построение межрелигиозного диалога, прекращение конфликтов на почве религиозных и этнических противоречий как питательной среды для вербовки в экстремистские организации, а также программы дерадикализации и реабилитации для заключенных.
Ключевую роль в рамках данного подхода играет формирование правильного нарратива и всестороннее разъяснение деструктивной сути экстремистской идеологии для общественности.
Успешные программы реабилитации приверженцев радикальных взглядов были реализованы, например, в Саудовской Аравии и Индонезии. Они предусматривали работу не только с заключенными террористами, но и с членами их семей, использование методов убеждения и «мягкой силы», без применения силового давления или стигматизации.
По данным опросов в Казахстане, основными источниками информации по религии являются: ТВ, радио, газеты (38,8%), новостные сайты (31,1%), YouTube-каналы (24,9%), социальные сети (21,8%), проповеди религиозных деятелей (19,6%), беседы со священнослужителями (17,3%).
Эти каналы необходимо максимально задействовать для проведения информационно-разъяснительных кампаний и донесения до общественности контрнарративов, разоблачающих экстремистскую идеологию методами «мягкой силы». Анализируя сложившуюся ситуацию, следует отметить, что грамотно выстроенная государственная политика в религиозной сфере позволила Казахстану обеспечить межконфессиональный мир и национальную безопасность, способствовала укреплению региональной стабильности и расширению международного сотрудничества республики.
Вместе с тем, сохраняется необходимость дальнейшей интенсификации информационно-разъяснительной работы с населением, наращивания усилий по формированию иммунитета к деструктивным религиозным течениям и идеологиям. Это позволит не только предотвратить распространение радикальных взглядов в казахстанском обществе, но и продолжить курс на укрепление межконфессионального согласия – одного из ключевых факторов стабильного развития страны.