Вопрос: Обязательно ли в Исламе устраивать поминки спустя 7, 40 и 100 дней после похорон человека?
Ответ: По шариату не обязательно устраивать поминальные обеды в честь 7, 40 и 100 дней после похорон. Но ученые ханафистского мазхаба допускают такие обряды в тех случаях, когда помянуть память усопшего приехали родственники и близкие издалека или те, кто не смог присутствовать на похоронах.
Разумеется, у каждого народа существуют свои традиции и обряды, связанные с проводами человека в последний путь. У казахов тоже есть устоявшиеся нормы, правила и общественные порядки, связанные с таким печальным событием. Среди них наиболее большое значение имеют раздача символических подарков на похоронах, поминальные обеды.
Почитание памяти, посвящение молитв духам умерших, проведение аса – одна из главных и значимых обрядов нашего народа. «Пока не будут довольны мертвые, у живых не будет благополучия» гласит народная мудрость.
Несмотря на то, что смерть носит естественный, природный характер, и никому ее не избежать – все же это невосполнимая утрата, которая надолго ранит души тех, кто теряет родного человека.
В разных регионах нашей страны свои традиции касательно процесса похорон. У них есть свои плюсы и минусы, недостатки и преимущества.
Но нам следует с большой ответственностью подходить к мероприятиям, связанным с похоронами. Потому что сейчас в современном обществе они сопровождаются очень большими расходами, материальными тратами, зачастую высокой конкуренцией. Это тяжелое бремя и дополнительный груз для семьи, и без этого подавленной горем.
Достойные проводы усопшего в мир иной – обязательный долг его родственников, друзей, всего мусульманского сообщества. Сюда входят омовение покойника, облачение в саван, молитва и предание земле.
Остальные моменты – проведение аса, раздача садака относятся к дополнительным правилам. Шариат их допускает, но не принуждает. От того, что не провели ас, статус покойного не понижается. Потому что перед лицом Аллаха показателем истинного статуса человека служат его вера и благие дела, совершенные при жизни.
Балгабек МЫРЗАЕВ,
Перевод Гулжанат Жубаниязовой