Одним из корифеев саляфитов является шейх Аль-Албани.
Насируддин Абу Абдуррахман Мухаммад ибн Нух Аль-Албани (1914-1999): один из основных фигур салафитского движения XX века. Уроженец Албании. С родителями мигрировал в Дамаск (Сирия), где получил начальное образование. Работал плотником и торговцем часами. Затем в 1930-х годах начал самообразование по хадисоведению. Был известен своими определениями степени достоверности хадисов. Но, как это бывает обычно, после смерти сами же саляфиты стали обвинять его в ошибках при определении степени хадисов и в других вопросах, что, в принципе, не безосновательно! Более того, те же самые саляфиты, которые лет 20 тому назад считали шейха Аль-Албани одним из самых видных ученых в области хадиса, стали обвинять его в мурджиизме, в нововведении?!
В настоящее время осталась группа мукаллидов (последователей) шейха Аль-Албани, в глазах которых он все еще остается ученым.
Одной из основных причин того, что саляфиты стали считать шейха Аль-Албани ученым хадиса было то, что он стал заниматься такой областью хадисоведения, как джарх и тагдиль.
Джарх и тагдиль – одно из разветлений науки хадисоведения.
Самое простое определение джарх и тагдиль:
Джарх – определение ненадежности передатчика хадиса.
Тагдиль – определение надежности передатчика хадиса.
До настоящего времени на сайтах, используемые саляфитами можно найти такое определение степени хадиса «саххахаху Аль-Албани» (это хадис признал достоверным Аль-Албани) или же «даггафаху Аль-Албани» (это хадис признал недостоверным Аль-Албани).
Джарх и тагдиль – это очень сложная наука, занятие которым дано не каждому. Ученый, который занимается джархом и тагдиль, должен обладать соответствующими знаниями, обладание которыми позволяют ему заниматься этой наукой. Помимо этого, ученый должен быть богобоязненным, правдивым, не должен быть слепым приверженцем какого-либо течения или же секты.
Отсутствие должного уровня знаний, богобоязненности и правдивости у того, кто решил заниматься джархом и тагдиль, может привести к необоснованному обвинению передатчика хадиса во лжи, в подтасовке хадисов и т.п., что несомненно приводит к фитне! То есть к хаосу, расколу, смуте. К тому же необоснованный джарх и тагдиль рано или поздно может обернуться бедой для самого дискредитирующего, то есть того, кто без соответствующих знаний занимается джархом и тагдилем, на что указывают высказывания видных мусульманских ученых. Так, имам Ахмад (рохматуллахи аляйхи) сказал: «Кого бы я ни видел из тех, кто выносил суждение о людях и упрекал их, он обязательно сам терял уважение!»
Имам Ибн Муфлих (рохматуллахи аляйхи), поясняя его слова, сказал: «Речь идет об отсутствии уточнения и совершения гиба (поклепа) без права» («Аль-Адаб аш-шаргия»).
Имам Абу Зурга (рохматуллахи аляйхи) сказал: «Каждый, кто не говорит о науке «аль-джарх уат-тагдиль» на основании религиозности, все сказанное им вернется обязательно к нему!» («Аль-Адаб аш-шаргия»).
Чтобы понять уровень знаний шейха Аль-Албани в области хадиса предлагаем вашему вниманию беседу, которая произошла в Рияде (Саудия), между ним и шейхом Абдул-Фаттахом Абу Гудда (1917-1997 г.г.), современным сирийским ученым-мухаддисом.
Шейх Абдул-Фаттах Абу Гудда: – Являешься ли ты мухаддисом и ученым хадиса?
Шейх Аль-Албани: – Так говорят.
Шейх Абдул-Фаттах Абу Гудда: – От каких ученых ты учился иснадам хадисов?
Шейх Аль-Албани: – Из книг.
Шейх Абдул-Фаттах Абу Гудда: – Но тот, кто учился иснадам у ученых хадис не может быть мухаддисом. Ты являешься ученым наху (синтаксиса), сарфа (морфологии) и других наук?
После этого шейх Абдул-Фаттах Абу Гудда попросил принести сборник хадисов «Сахих Аль-Бухари», затем открыл страницу с хадисом из раздела газауатов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), где было сказано: اِذْهَبُوا وَأِرْبِعُوا.
Когда шейх Абдул-Фаттах Абу Гудда попросил прочитать этот хадис шейх Аль-Албани вместо وَأِرْبِعُوا (ирбигу) прочитал أَرْبِعُوا (арбигу).
Значение أَرْبِعُوا (арбигу): «идите на четвереньках», в то время как وَأِرْبِعُوا (ирбигу) означает: «идите по четыре человека».
Услышав это шейх Абдул-Фаттах Абу Гудда сказал: «С тебя хватит и того, чтобы ты ходил на четвереньках. О, тот, кто ходит на четвереньках! Сначала пойди и научись языку и лишь после этого занимайся хадисом!»
Абдуссамат МАХАТ