Как известно, одной из приоритетных обязанностей демократического правового государства является защита и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Данный факт отражен и в Конституции РК, которая гарантирует каждому человеку свободу совести и вероисповедания, а также запрещает любые формы дискриминации, в том числе по конфессиональным признакам. Согласно статье 14 Конституции Казахстана «все равны перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам» [1].
Законодательство РК предусматривает, что каждый гражданин страны независимо от его этнического происхождения и гражданства вправе придерживаться религиозных или иных убеждений, распространять их, участвовать в деятельности религиозных объединений. «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения», — говорится в преамбуле закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» [2].
В связи с этим в стране сформирована светская модель государственно-конфессиональных взаимоотношений базирующаяся на принципах равенства всех граждан перед законом и уважительном отношении к религиозным убеждениям каждого гражданина, независимо от языка и вероисповедания. Принцип свободы вероисповедания отражен также в Гражданском кодексе и в Законе РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и иных нормативных правовых актах.
Государство в своей деятельности по поддержанию свободы вероисповедания опирается на общепризнанные международные акты в области прав человека, поэтому нормативная база соответствует основным принципам, лежащим в основе международных стандартов. Республику Казахстан отличает религиозное и культурное многообразие, складывавшееся в течение длительного исторического периода. Казахстан по праву называется «перекрестком цивилизаций» и является естественной границей между крупнейшими мировыми религиями – исламом, христианством и буддизмом.
В целом, необходимо признать, что система межконфессиональных отношений в Казахстане достаточно стабильна. Принятие Республикой Казахстан религиозного законодательства в 2011 году было направлено на обеспечение дальнейшей реализации конституционных принципов свободы вероисповедания, а также совершенствование и адаптацию к изменяющейся религиозной ситуации.
При этом со стороны отдельных представителей международного и правозащитного сообществ возникают отдельные вопросы и сомнения в соответствии некоторых положений Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» общепризнанным международным нормам в сфере обеспечения свободы вероисповедания и религии. Анализ на соответствие данного закона международным стандартам был проведен в 2012 году Посольством Великобритании в Казахстане, руководство которого в этих целях наняло специалистов Общественного фонда «Астана Центр Консалтинг». Эксперты ОФ провели детальный анализ религиозного законодательства РК и дали свое заключение – Закон соответствует базовым принципам международных стандартов, принятых ОБСЕ, а также опыту развитых демократических государств [3].
В настоящее время в Казахстане мирно сосуществуют и взаимодействуют представители 18 конфессий, представляющих религиозные интересы многоэтничного и поликонфессионального населения республики. Религии в Казахстане представляют людей разных этносов, языковых групп, культурных и социальных групп, придерживающихся различных вероисповеданий, отличающихся культовой практикой и взглядами на окружающий мир.
Сравнительный анализ с одним из наиболее стратегических партнеров Казахстана Российской Федерацией позволил выявить ряд интересных деталей.
Конституционно-правовой принцип свободы совести и свободы вероисповедания в РФ является необходимой предпосылкой формирования духовной сферы жизни общества. Конституция РФ, устанавливает, что положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, также закрепляет идеологическое многообразие в качестве одной из основ конституционного строя [5].
В первых двух главах Конституции РФ «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина» представлены и охарактеризованы те базисные положения, которые определяют взаимоотношения человека и государства в вопросе религиозной свободы, а также характеризуют содержание и сущность свободы совести. В их числе следующие: государство исходит из признания прав и свобод человека высшей ценностью, а их соблюдение и защиту – своей обязанностью (ст. 2). Права и свободы человека являются непосредственно действующими, и именно они «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18) [5].
В силу светского характера государства в РФ определяется, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14) [6]. Принцип светскости имеет ключевое значение для обеспечения религиозных свобод, поэтому его развернутое определение содержится в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях». В соответствии с Конституцией, Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон о свободе совести) [6] в Российской Федерации была сформирована модель государственно-конфессиональных отношений, предоставившая широкие права верующим гражданам и являющаяся основой российского законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания.
Принцип свободы совести, как одного из неотъемлемых прав человека, раскрыт во второй главе Конституции РФ. Основополагающей здесь является статья 28: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» [6].
Эта конституционная норма отражает все общепризнанные принципы свободы совести, зафиксированные в международно-правовых документах: Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религий и убеждений, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и др..
Законом закреплены взаимоотношения религиозных объединений и государства, которые на протяжении последних лет реализуются в правоприменительной деятельной уполномоченных субъектов. За этот период роль религии и религиозных объединений, их влияние на духовную жизнь общества в России существенно возросли. В настоящее время усложнилась структура деятельности религиозных объединений, их взаимоотношений между собой и с государством. В стране действует множество различных религиозных организации: согласно статистическим данным, их насчитывается более 28 000 [7]. Все они представляют собой устойчивые коллективные образования со своими целями, задачами и функциями, а также практическими средствами их реализации. Религиозные объединения, в соответствии с Законом о свободе совести, подразделяются на две организационно-правовые формы: религиозная группа и религиозная организация.
В данном законе достаточно подробно определяются права, обязанности, условия деятельности религиозных организаций. В соответствии с Гражданским кодексом РФ они наделяются правами юридического лица и действуют в качестве некоммерческой организации. Будучи юридическим лицом, религиозная организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Если религиозные группы уведомляют органы местного самоуправления о начале своей деятельности, то религиозная организация подлежит обязательной государственной регистрации.
В Законе о свободе совести говорится лишь о необходимости уведомления, представляемого в публичные органы, в случае начала совершения богослужения и других религиозных обрядов и церемоний. Данная организационно-правовая форма закрепляется в рассматриваемом законе, что позволяет говорить о её существовании. Стоит отметить, что термин «религиозная группа» вносит определенную неясность. В правовом отношении религиозная группа беззащитна в случае нарушения её прав и необходимости их защиты в судебном порядке. Группы не имеют общего имущества, его предоставляют для богослужений их участники.
В Конституции РФ закреплены понятия «свобода совести», «свобода вероисповедания», в 125-ФЗ используются термины «свобода совести» и «религиозные объединения», однако не разъясняется, что понимается под свободой совести и как соотносятся, свобода совести и свобода вероисповедания. Проблема их соотношения и законодательное регулирование чрезвычайно важны в условиях глобализации общественных отношений. Законодатель в таких условиях должен обеспечить эффективное функционирование институтов в области обеспечения свободы совести, в том числе в части конкретизации и разработки понятийного аппарата [8].
Сравнительно-правовой анализ этих определений свидетельствует, что между ними нет каких-либо различий. В настоящее время понятие «свобода вероисповедания» рассматривается как равно порядковое «свободы совести», однако не равнозначное ему. Различие в терминологии в рассматриваемой сфере позволяет поставить вопрос о закреплении данных понятий в действующем законодательстве [8].
По мнению множества представителей правозащитного движения, а также ряда религиозных объединений, Закон о свободе совести далёк от совершенства. Более того, Российская Хельсинская группа ратует за его отмену, считая, что таким образом нарушается свобода совести в России. По их мнению, складывается монопольное влияние православной церкви на общество, что ограничивает свободу вероисповедания [9].
Таким образом, в целом, как в Казахстане, так и в России сегодня созданы необходимые конституционно-правовые предпосылки полноценного осуществления каждой личностью свободы совести и религиозного вероисповедания, а также деятельности религиозных групп и организаций. Однако здесь остается еще немало проблем, решение которых следует признать одним из важнейших направлений общественного и государственного развития Казахстана и России в XXI веке.
Исходя из проведенного сравнительного анализа, можно рекомендовать основные подходы к совершенствованию гарантий реализации свободы совести и вероисповеданий:
– создание системы контроля за соблюдением принципов светскости государства, равенства религиозных объединений, идеологического многообразия;
– совершенствование правоприменительной практики;
– совершенствование института конституционной ответственности в области свободы совести; добиться единства законодательной базы в области отношений государства и религиозных организаций;
– создание четкой концепции отношений государства и религиозных организаций, придать ей правовую форму и, добиваться ее выполнения;
– разработку и реализацию антикоррупционной стратегии в отношениях государства с религиозными объединениями;
– прозрачность, публичность, информированность общественности относительно области отношений государства с религиозными объединениями;
– адекватное освещение проблематики свободы совести в средствах массовой информации;
– преодоление доминирования специальных интересов отдельных представителей власти и конфессиональной бюрократии;
– преодоление политизации религии и клерикализации политики;
– восприятие идеалов свободы совести и вероисповедания религиозными организациями и политическими лидерами и партиями;
– устранение законодательного пробела в области защиты свободы совести правозащитными НПО;
– проведение мониторинговых исследований в области свободы совести и области отношений государства с религиозными объединениями, включая долгосрочные тенденции концептуального характера и трансформацию законодательства;
– системная просветительская работа по вопросам свободы совести и вероисповеданий в обществе [10].
Б.Р. Шериязданов
Институт истории государства КН МОН РК
Использованная литература:
- Конституция Республики Казахстан. // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет» [электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000 (дата обращения: 11.05. 2020).
- «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 483-IV.
3 Комментарий к Закону Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»№ Бас редактор – Г.Е. Шлымова, Т.А. Козырев (жауапты редактор) – Астана, 2013 – 72 б.
- А.К. Кульбаев статья «О религиозной ситуации в стране и мерах по улучшению религиозной обстановки в РК» [электронный ресурс]. URL: https://articlekz.com/article/11094 (дата обращения: 15.05. 2020).
- Конституция Российской Федерации (в ред. от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. -2014. – № 31. – Ст. 4398.
- О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. 125-ФЗ // СЗ РФ. – 1997. – № 39. -Ст. 4465.
- Скиданова А. Е., Гарантии свободы совести в Российской Федерации. // Вестник Омской юридической академии. 2018. Том 15. № 2 – С. 240-244.
- Меньшиков А.И. Свобода вероисповедания в современной России: конституционно-правовой аспект // Территория науки. 2012. № 3. – С.154-160.
- Бучакова М. А. Право на свободу совести и свободу вероисповедания в Российской Федерации // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2017. № 3 (52). – С. 42-46.
- Бурьянов С.А. Реализация конституционной свободы совести и свободы вероисповедания в Российской Федерации. // disserCat — электронная библиотека диссертаций [электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/realizatsiya-konstitutsionnoi-svobody-sovesti-i-svobody-veroispovedaniya-v-rossiiskoi-federa (дата обращения: 11.05. 2020).