Ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа едины во мнении о недозволенности протирания носков при омовении.
Всевышний Аллах, в 6-м аяте суры «Аль-Маида», приказал мыть ноги во время совершения омовения. Согласно этому аяту, во время совершения омовения следовало бы мыть ноги. Но множество риуаятов в степени тауатур являются разъяснением того, в каких случаях следует мыть ноги, а в каких можно совершать масх (протирание) кожаных носков (ичигов).
Тауатур: хадисы, в которых исключена возможность фальсификации и которые переданы большим количеством рауиев (людей, передающих хадис). Так, Хафиз ибн Хаджар (рохматуллахи аляйхи) указывал, что существует более восьмидесяти риуаятов, касающихся протирания кожаных носков (ичигов), и что к числу рауиев хадисов о протирании кожаных нсоков относятся десять сахабов, обрадованных раем. («Фатхул-Бари», «Найль аль-Аутар»)
Хасан Басри (рохматуллахи аляйхи) передал, что он видел около семидесяти сахабов, участников сражения при Бадре, которые указывали на возможность протирания кожаных носков. («Бадаигус-Санаиг», «Талхисул-Хабир»)
Следует также отметить, что сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) протирал кожаные носки (обувь) и разрешал так делать другим.
Что же касается протирания носков, то одним из важных условий является то, что они по своим качествам должны быть схожи с кожаными носками. Также, согласно шариату:
- Носки должны быть обшиты кожей, и тогда, по своим качествам, они станут подобны хуффам.
- К нижней части (часть подошвы) должна быть пришита подошва из кожи.
- Носки должны быть плотные, чтобы кожа щиколотки не просвечивалась в них.
- Прочность носков должна позволять ходить в них, и они должны самостоятельно, не сгибаясь, стоять из-за своей плотности.
Лишь при наличии этих качеств протирание носков будет действительным.
Возникает вопрос: в 6-м аяте суры «Аль-Маида» предписано мыть ноги и ничего не сказано о протирании кожаных носков. Почему, в таком случае, при совершении омовения, согласно шариату, можно протирать кожаные носки и нельзя протирать носки, не обладающие качествами кожаных носков? Все дело, как было сказано выше, в наличии риуаятов мутауатир, касающихся протирания кожаных носков, в то время как хадисы, в которых говорится о протирании некожаных носков не достигают уровня тауатур. Более того, большинство ученых фикха и хадисов посчитали данные хадисы слабыми. А слабый хадис или же хадис, не достигший степени тауатур, к примеру, хадис-ахад (хадис, не отвечающий требованиям хадиса-тауатур), не может быть использован в качестве исключения. Таково одно из требований усуль аль-фикх, относительно которого имам Абу Юсуф (рохматуллахи аляйхи) сказал: «В приказе Корана может быть сделано исключение Сунной, только если она достигла уровня тауатур или истифада, как в случае с протиранием кожаных носков (масах аляль- хуффайн)». («Ахкамуль-Коран лиль-Джассас»)
Сам имам Абу Бакр Аль-Джассас, автор «Ахкамуль-Коран лиль-Джассас», сказал следующее: «Как было сказано выше, согласно аяту об омовении, следует мыть ноги. Более того, если бы не хадисы-мутауатир, то нельзя было бы протирать кожаные носки». По причине того, что риуаяты о протирании носков не достигают степени риуаятов о протирании кожаных носков, относительно носков используется правило омовения ног».
Следует понимать, что подобное мнение ученых, касающихся носков является уточнением требований их протирания.
Сегодня, как мы знаем, есть верующие, которые имеют привычку протирать носки при омовении. Чем они аргументируют свои действия?
Первый аргумент! Аргументом, конечно же, являются мнения Ибн Таймии, Аль-Альбани и др. Так Ибн Таймия, в «Маджму аль-Фатауа» пишет: «Если человек ходит в носках, то ему дозволяется обтирать их, независимо от того, обшиты ли эти носки кожей или нет». Более того, по мнению шейха Ибн Таймии можно протирать даже портянки?! При этом интересно то, что Ибн Таймия аргументирует свое мнение лишь личными рассуждениями, не приводя при этом доводы из усуль аль-фикх (основ фикха).
Второй аргумент! Мнение о дозволенности протирания носков, вне зависимости от их толщины и прочности, основываются на четырех хадисах, в которых сказано, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) протирал носки. Это:
- Хадис, переданный имамом Тирмизи от Мугиры (да будет доволен им Аллах). Хотя сам имам Тирмизи определил этот хадис как хасан (хороший), этот хадис признан слабым такими имамами, как Суфьян Саури, Ахмад ибн Ханбал и имам Муслим. Более того, имам Байхаки сказал, что этот хадис порицаемый (мункар).
- Хадис, переданный имамом Байхаки и имамом Ибн Маджа от Абу Мусы (да будет доволен им Аллах). Шейх Мубаракфури сказал, что один из передатчиков этого хадиса Иса ибн Синан замечен мухаддисами в смешивании текстов хадисов, поэтому этот хадис не может быть достоверным. Имамы Ахмад, Ибн Мугин, Насаи и Байхаки сказали, что Иса бин Синан не надежный передатчик.
- Хадис, переданный имамом Табарони от Биляла (да будет доволен им Аллах). Имам Зайляги сказал, что в цепочке передатчиков этого хадиса есть Язид ибн Аби Зияд и он оценен как не надежный. К тому же Хафиз Ибн Хаджар сказал, что Язида ибн Аби Зияда в старости подводила память, к тому же он был шиитом.
- Хадис, переданный имамом и имамом Абу Даудом от Саубана (да будет доволен им Аллах). Ибн Аби Хатим приводит слова имама Ахмада бин Ханбаля, что Рашид бин Сагад, передатчик этого хадиса, не слышал его лично от Саубана, поэтому этот хадис (мункатыг). То есть, слабый и не может служить доводом.
Уместно задаться вопросом: могут ли эти хадисы быть основанием протирания носков, не обладающих качествами кожаных носков, при омовении?
Третий аргумент! Перевод слова «джаураб» как «носки». Носки: одно из значений слова «джаураб». (Арабско-русский словарь, Х.К. Баранов) Но следует помнить, что в арабском языке одно слово может иметь несколько значений. Поэтому в сборниках хадисов, а также в книгах по фикху, приводится разъяснение к слову «джаураб». И это не обычные носки, в нашем понимании, а особые толстые носки, к примеру, из войлока или другого толстого материала. Нет сомнения в том, что те, кто протирает обычные носки во время омовения, не задумываются об этом факте!
В качестве постскриптума хотелось бы сказать, что практика протирания обычных носков во время омовения получила распространение лишь чуть более века тому назад и является опаснейшим нововведением (бидга), которое делает не действительным намазы многих мусульман. Ведь достоверно известно, что никто из праведных предшественников (сахабов, табигинов и атбага табигинов) не протирал обычные носки при омовении. А ведь одним из лозунгов салафитов является следование Корану и Сунне, а также праведных предшественников.
Абдусамат Махат