В настоящее время часто можно услышать выражение: «Мы относимся к ахлюс-сунне уаль-джамаа».
Есть такие, кто к делит мусульман на «своих» и «чужих». То есть относит к «ахлюс-сунне уаль-джамаа» лишь себя, и только себя, а остальных относит к числу заблудших.
Так что же на самом деле означает это понятие – ахлюс-сунна уаль-джамаа? Кто является «нашим», а кто «не нашим»?
Первым дело стоит упомнуть, что понятие «ахлюс-сунна уаль-джамаа» появилось в конце периода сахабов (да будет доволен ими Аллах), когда начали появляться такие течения, как «ши`а», «кадария», «хауаридж». И одним из первых, кто высказал выражение «ахлюс-сунна уаль-джамаа», является Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), которое он применил при тафсире слов Всевышнего Аллаха: «В тот день, когда просветлеют лики одних и потемнеют лики других». То есть в Судный день просветлеют лики тех, кто относился к ахлюс-сунна уаль-джамаа и потемнеют лица тех, кто искажал религию нововведениями и делился на группы. («Али Имран», 106 аят. Тафсир Ибн Касир)
Теперь о значении слов «ахлюс-сунна уаль-джамаа».
Ахль – достойный, заслуживающий. Другое значение – семья.
Сунна – сунна Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), путь по которому он следовал.
Джамаа – община.
И если разбирать значение этих слов в совокупности, то получиться: те, кто придерживается сунны, стези Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и не отделяется от общины мусульман, делясь на различные группы и течения.
Следует сказать, что здесь приводятся лишь вводные, ознакомительные понятия «ахлюс-сунны уаль-джамаа». На самом же деле это очень обширная и сложная тема.
Теперь также коротко о некоторых признаках принадлежности к ахлюс-сунне уаль-джамаа:
- Уверование в шесть требований имана. Это: вера во Всевышнего Аллаха, в Его ангелов, Писания, пророков, в Судный день, в такдир (предопределение) хорошего и плохого.
- Вера в то, что Священный Коран является словом Всевышнего Создателя.
- Верующий никогда не должен сомневаться в своем имане.
- Любовь к сподвижникам Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что выражается в воздержании от сквернословия по отношению у ним, к семье нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
- Не приписывать тех, кто верует во Всевышнего Аллаха, но по причине своей лени или же нерадивости не совершает поклонение, к числу неверных.
- Не называть «кафиром» любого, кто признает существование Всевышнего Аллаха, кто считает киблой мусульман является Каабу, кто верит в то, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) является посланником Всевышнего.
- Воздержание от конфронтации правителям, обладателям власти. Так как это может привести к фитне и гибели ни в чем неповинных людей. Поэтому, согласно принципам ахлюс-сунны уаль-джамаа, на что к стати указывается и в акиде, следует обращаться ко Всевышнему, чтобы Он наставил их на путь истины.
- Протирание обуви (масх). Это облегчение шариата касается как мужчин, так и женщин. Протирание носков недействительно.
- Уверование, что миградж Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был совершен как телом, так и душой. Утверждения, что миградж «был совершен лишь душой», или же «во сне», противоречит убеждениям ахлюс-сунны уаль-джамаа.
- В джаннате верующие будут лицезреть Всевышнего Аллаха.
- В Судный день наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), а также благочестивые рабы Всевышнего и святые, удостоятся чести быть затупниками (шафа`а).
- Вопросы в могиле – истина. Также истина и благодать, а также мучения в могиле. При этом благодать или же мучения будут ощущаться как телом, так и душой.
- Карамат святых – истина. Карамат – милость Всевышнего Аллаха, дарованная Им своим избранным рабам. К тому же карамат – действие, неподвластное никаким известным до селе научным законам.
- Чтение Корана, садака, а также воздаяния других наших благих деяний содействуют избавлению мертвых от мучений ада и прощению их грехов.
Таковы некоторые признаки принадлежности к ахлюс-сунне уаль-джамаа.
И да наставит нас Всевышний Аллах на путь истины и предопределит нам быть в числе приверженцев ахлюс-сунны уаль-джамаа. Аминь!
Абдуссамад Махат, религиовед