Среди мусульман, в особенности среди верующих Средней Азии, существует традиция обращения джамаатом ко Всевышнему Аллаху с молитвой после совершения одного из пятикратных намазов.
При этом не имеет значения где был совершен намаз джамаатом, в мечети или же дома.
Понятно, что те, кто не придерживается определенного мазхаба, то есть саляфиты, отрицают правильность подобного действия, обвиняя при этом верующих, совершающих общинную молитву после намаза, в искажении религии.
Примечателен тот факт, что раньше верующие не задавались вопросом о правильности молитвы (дуа) джамаатом. Было традицией обращение имама с молитвой ко Всевышнему Аллаху. При этом джамаат, присоединяясь к его молитве, поднимал руки в дуа и после каждой молитвы имама произносил: «Аминь!» Но в последнее время, благодаря тем, кто отрицает мазхабы, некоторые простые верующие, которые начали приобщаться к религии и посещать мечети, стали задаваться вопросом о правильности молитвы джамаатом после намаза. В действительности же этот вопрос давно уже решен! В Коране есть аяты, указывающие на достоинства джамаата, то есть совершения какого-либо поклонения джамаатом. И эти аяты касаются дуа, обращения к Аллаху с молитвой, которое является одним из достойных видов поклонения, тем более если дуа совершается джамаатом. В сборниках хадисов имеется множество хадисов, касающихся данного вопроса и факихи, ученые по шариату, досконально проанализировав их, уже давно вывели соответствующие решения (положения) по ним. Поэтому существует множество трудов, доказывающих правильность молитвы джамаатом после намаза, произношения после каждой фразы имама слова «аминь», что поднятие рук в молитве, протирание лица руками в конце дуа является мустахабом. То есть одобряемым.
В качестве доказательства допустимости мольбы джамаатом можно привести выдержку из фетвы (решения) Комитета по фетфам при Кувейтском Министерстве по делам Ислама и вакфов: «Все ученые единодушны во мнении о существовании в шариате молитвы (дуа) джамаатом при истиска и кунуте».
Истиска – молитва о ниспослании дождя.
Кунут – дуа, произносимая в последнем ракаате намаза. В ханафитском мазхабе кунут читается в 3-м ракаате намаза уитр-уаджиб.
Также доказательством правомерности дуа джамаатом является хадис, переданный Хакимом и Табарани от Хабиба ибн Масламы ал-Фихри (да будет доволен им Аллах): «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если одна группа соберется и один из них станет возносить молитву, а другие станут произносить «аминь», то Всевышний Аллах непременно внемлет их мольбе».
В «Кашфул-кина» (1/367) сказано: «После намазов фаджр и аср, с учетом присутствия в этот момент ангелов, имам возносит молитву. Община произносит «аминь». Тогда будет высока вероятность принятия мольбы. Также, помимо этих двух, он возносит молитвы и после других намазов. Ибо промежутки времени после фард-намазов являются из тех периодов, когда молитвы принимаются». Таким образом, совершение общинной молитвы является мустахабом, а не искажением религии». («Маджмуъатул фатаваи шаръийя». Т.7, стр. 45–46.)
Из вышесказанного следует, что возведение вопроса, касающегося дуа джамаатом после намаза, в степень чего-то нового, о чем, якобы, не знали раньше ученые, указывает на неграмотность и невежество противников мазхабов.
Абдуссамад Махат