Недавние теракты в Европе всколыхнули всю мировую общественность. Вновь в СМИ запестрили заголовки о религиозном терроризме, радикализме и угрозах джихадистов. Однако, экстремистский акт лежит на поверхности и является результатом допущенных недочетов европейского общества, а суть проблемы кроется в глубине, уходя корнями в ценностные и мировоззренческие взгляды.
В непричастности мусульман, исповедующих традиционный ислам, к терактам в столице Франции и в том, что это действия экстремистских и псевдорелигиозных группировок нет ни малейшего сомнения. Доказательством служит стечение, казалось бы, случайных обстоятельств, однако за ними кроется истинное и явное различие радикального и традиционного ислама. В ходе полицейского расследования был отмечен поступок одного из жителей Парижа, который вывел в безопасное место группу людей из захваченного кошерного гипермаркета. По заявлению СМИ им оказался мусульманин, невольно ставший свидетелем кровавых событий. Его действия помогают развеять миф о том, что мусульманин – это террорист или радикал и еще раз доказывают непричастность традиционного ислама к террору и насилию.
Произошедшие события еще раз показали, что даже в европейском постсекулярном обществе существует дискурс религиозных взглядов и светских ценностей. В данном конкретном случае он кроется в исламских религиозных догмах, ставших почвой для разжигания вражды между последователями светскости и религиозности. Сформировавшийся дискурс протекал в латентной форме, время от времени подавая признаки приближения пика, при котором скрывать или игнорировать его практически невозможно. Среди наиболее ярких признаков приближения своеобразного финала столкновения ценностей можно назвать одну из первых карикатур пророка Мухаммада 2005 года и антиисламский фильм «Невинность мусульман» 2012 года, в итоге вылившиеся в террористический акт приверженцами экстремизма на территории демократического государства ее же гражданами.
С позиции исламского вероучения верующим и неверующим категорически воспрещается какое-либо изображение Аллаха или пророка Мухаммада, вплоть до схематических набросков. Также мусульманскими учеными порицается клевета или юмор в адрес пророка Мухаммада. В демократическом и постсекулярном понимании, которое пытаются выдать в качестве оппонента религиозности, понятие свободы слова и совести используют в качестве инструмента критики исламских ценностей. Это и является так называемым «камнем преткновения» между радикальными последователями религии и зарубежными издательствами.
Анализируя сложившуюся ситуацию во Франции, очевидным становится факт попытки разжечь ценностный конфликт, обострить религиозную ситуацию во всем Евросоюзе и активизировать деятельность террористических группировок. В Европе на сегодняшний день можно заметить открытое столкновение ценностей и взглядов на свободу слова и религиозных убеждений среди политических и государственных фигур. В заявлении президента Франции, которое ярко выражает позицию главы государства в поддержку свободы слова, прослеживается прямое доказательство противостояния светских ценностей религиозным убеждениям. Это еще раз показывает, что не все европейские методы взаимодействия государства и религии могут заимствоваться и применятся в Казахстане, а следует вырабатывать свои методы государственно-конфессионального диалога и взаимодействия.
В Европе сегодня имеются разные оценки парижских событий. Необходимость толерантного отношения к религиозным ценностям со стороны светского общества становится всего лишь риторической, назрела необходимость формирования толерантности. Свобода слова в демократическом обществе не должна становится способом разжигания религиозной вражды. Чувства верующих – личностная сфера, наиболее тонкая и чувствительная. Необходимо соблюдение религиозного суверенитета. Оправдание терактов недопустимо. Все это наводит на мысли о том, что необходимо изменение политики европейских стран по отношению к религиозным ценностям, которые для миллионов людей являются основными, моральным кодексом.
Парижские события разжигают исламофобию и антиисламские настроения во всем европейском обществе, что опять нагнетает атмосферу противостояния исламского и христианского миров. Однако казахстанских современников волнует вопрос «Возможно ли повторение проблемы Франции в РК?» и «Как не допустить развития подобных сценариев?».
Сегодня с определенной долей уверенности можно сказать, что повторения проблемы столкновения светских и религиозных взглядов в Казахстане на уровне государства маловероятны и практически не осуществимы. Данному заключению сопутствует ряд причин, среди которых применяемые государством методы противостояния и борьбы с религиозным радикализмом и фанатизмом. В частности, прилагаются максимальные усилия по поддержке традиционного духовенства, повышению уровня религиозного просвещения и закреплению диалоговой площадки, созданной усилиями государства. Иными словами, Казахстан не дает ни малейшего повода для развития ценностных кризисов или столкновения светскости и религиозности. Государством осуществляется работа по пропаганде межконфессионального диалога и веротерпимости, взаимодействия светскости и духовности.
На наш взгляд, для сохранения стабильности в религиозной сфере и недопущения повторения сценария печального события имевшего место в Париже, наиболее эффективным является курс, нацеленный на сохранение и укрепление конструктивного диалога государственно-конфессиональных взаимоотношений, реализуемого Казахстаном.
Материал подготовил Билялов Серикбол