Богатая традиция и обычаи, культура и искусство казахов формировались в рамках Ислама. Но не секрет, что в результате нашествия иных культур некоторые наши «современные» традиции вышли за рамки шариата. Я еще раз убедился в этом после посещения мавзолея Ходжи Ахмета Яссави в Туркестане.
Недавно я побывал в мавзолее, который поистине считается одним из ценных и древних памятников казахского народа. И что меня особенно поразило – это баня, построенная в середине века возле мавзолея. Язык не повернется сказать, что наши предки были неопытными. Мы хорошо знаем из истории, что в древнем Отыраре был подземный водопровод, работала баня.
В Туркестане баня была построена в ХҮІ веке и работала до 1965 года. Изнутри она подогревалась благодаря системе отвода дыма через керамические трубы. Кроме комнаты для мытья, были специальные комнаты для массажа. Мы были удивлены тем, что казахи еще в те времена знали о пользе массажа.
К сожалению, в 60-е годы прошлого века во время строительства бани «Арасан» в Алматы, под баню в Туркестане сделали подкоп для ознакомления с ее устройством. С тех пор она вышла из строя. Баня в древнем Туркестане была принесена в жертву новому «Арасану». Позже она стала музеем.
Отдельно я хотел бы отметить о культуре мытья в этой древней бане. В те времена мусульмане мылись, прикрывшись до пояса. Безусловно, это требование шариата. Интимные места человека всегда должны быть прикрыты. Грехом является не только, когда мужчина видит интимные места женщин, и наоборот, но и между мужчинами это запрещено. Таким образом, в бане средневекового Туркестана в должной мере соблюдалось это требование шариата.
А сегодня? С приходом Советской власти мы забыли религию, следовательно, и требования шариата. В современных банях масса людей моются абсолютно голыми. Это одно, зачастую в раздевалках мужских бань работают женщины! Бесспорно, это полное пренебрежение норм ислама. Я лично не поддерживаю действий людей, которые, выходя на улицу, надевают одежду, прикрывают срамные места, а приходя в баню, напрочь забывают о чувстве стыда.
Хочется верить, что с развитием ислама в обществе, этот вопрос придет в соответствие с шариатом.
Ескендир ТАСБОЛАТ
Перевод Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВОЙ