Лингвистическое значение слова «нузуль» имеет значение: схождение, спуск вниз. Это выражение встречается в хадисе, переданном имамом Ахмадом и имамом Муслимом от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поведал о том, что проходит половина или же две трети ночи Всевышний Аллах спускается на нижнее небо.
Следует сразу же заметить, что последователи саляфизма понимают этот хадис дословно. То есть указывают на физическое передвижение Всевышнего Аллаха, что является антропоморфизмом. А антропоморфизм, то есть уподобление Всевышнего Аллаха творениям, как известно, является неверием!
По мнению ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа «спуск» Всевышнего Аллаха не является действием, схождением вниз в прямом смысле этого слова. Следует отметить, что нет ни одного свидетельства ученых из числа праведных предшественником, которые бы утверждали, что слово «спускается» следует понимать дословно, по причине того, что передвижение, перемещение, в отношении ко Всевышнему Аллаху, указывало бы на недостаток, присущий Ему. Наряду с этим отрицание движения, в отношении Всевышнего Создателя, не указывает на Его неподвижность, что также является недостатком. Почему? Потому что движение и неподвижность в нашем понимании присуще телу, а Всевышний Аллах, согласно нашему вероубеждению, то есть вероубеждению ахлюс-сунны уаль-джамаа, не является телом. Ему нельзя приписывать тело, части тела, что является явным антропоморфизмом, то есть уподоблением Всевышнего Аллаха творениям, что, в свою очередь, является куфром (неверием).
Какого мнения придерживались ученые, последователи саляфизма? К примеру, имам Ибн Кайим сказал: «Мы говорим, что тот, у кого нет определенного места (то есть Всевышний Аллах), вознесся в определенное место. Мы не говорим, что он переместился, хотя «вознесение» и «перемещение» имеют одинаковое значение». («Иджтимагу аль-джуюший аль-ислямия», 1/88)
Это утверждение имама Ибн Каима противоречит мнениям ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа. Так, имам Табари (рохматуллахи аляйхи) указывал на ошибочность приписывания Всевышнему Аллаху таких качеств, как перемещение, передвижение. (Тафсир Табари, 1/222)
Имам Абу Сулейман Аль-Хаттаби (рохматуллахи аляйхи) указывал, что физическое перемещение является качеством, присущим творениям, так как то, что перемещается сверху вниз или же снизу вверх, является телом. Всевышний Аллах не является телом. («Сунан Аль-Байхаки», 3/3)
Имам Абдул-Кахир ибн Тахир Аль-Багдади (рохматуллахи аляйхи), отрицая антропоморфизм в отношении Всевышнего Аллаха, сказал: «Приверженцы ахлюс-сунны уаль-джамаа едины во мнении, что Всевышний Аллах не ограничен местом и над Ним не властно время. Приверженцы ахлюс-сунны уаль-джамаа отрицают присущность Всевышнему Аллаху такие качества, как бедствие, скорбь, боль, удовольствие…».
Имам Байхаки и имам Ибн Абди-Барр указывали, что Всевышнему Аллаху нельзя приписывать физический спуск и явление посредством движения и перемещения (перехода) из одного состояния в другое, так как Всевышний Аллах не является телом. («Тамхид»)
Выдающийся ученый своего времени, имам Абу Ягля Аль-Ханбали (рохматуллахи аляйхи) сказал, что тот, кто верует, что Всевышний Аллах является телом и приписывает Ему части тела и перемещение, является неверующим, так как невозможно, чтобы Всевышний Аллах описал Себя подобными качествами. («Табакат Аль-Ханабиля»)
Как известно, имам Ибн Каим родился спустя три века после смерти имама Абу Ягля Аль-Ханбали (рохматуллахи аляйхи).
Другой предшественник имама Ибн Каима имам Ибн Аль-Джаузи Аль-Хагбали (рохматуллахи аляйхи) сказал: «Есть те, кто утверждает, что Всевышний Аллах восседает на Арше (троне)… И что если Он спускается, то двигается и перемещается. Таким образом они придают Всевышнему Аллаху ограничения, площадь и размер. При этом они, ссылаясь на слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о том, что Всевышний Аллах спускается на нижнее небо, говорят: «Спускаться может лишь тот, кто находится выше». Таким образом они приписывают Всевышнему Аллаху материальность, которое свойственно телам…». («Талбису Иблис», 106 стр.)
Остается добавить, что ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа:
- Значение слов «Всевышний Аллах спускается на нижнее небо» поручали Всевышнему Аллаху. То есть, остерегаясь антропоморфизма, принимали хадис так, как это было передано от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
- Разъясняли значение слов «Всевышний Аллах спускается на нижнее небо» как: ниспослание воли, милости Всевышнего Аллаха.
Абдусамад Махат