Вопрос: Нужно ли придерживаться всех столпов Ислама после его принятия?
Ответ: Проповедники некоторых деструктивных религий, взяв за основу хадис Посланника Аллаха (с.г.с.) «Примите веру и будьте верны» (Муслим, Иман, 62) и другие религиозные каноны, утверждают, что после принятия веры нужно обязательно придерживаться ее в полной мере.
Конечно, это очень хорошо, если нафс человека готов. Но природа большинства людей устроена таким образом, что они принимают религию не сразу, а постепенно.
Действительно, когда Досточтимый Пророк (с.г.с.) принес с собой ислам, он в течение пяти лет призывал людей принять эту религию. И лишь после ниспослания ему Аллахом откровения обратился к ним со словами принять ценности этой веры.
В учении дауат послабления, постепенное выполнение религиозного долга называются принципом «аль-аууалият». Пропаганда Посланником Аллаха (с.г.с.) веры в одного лишь Всевышнего, ниспослание Корана в течение 23 лет, постепенное внедрение таких поклонений, как: пост, закят, хадж, первоначальное объединение мусульман как социальной группы, а затем их превращение в религиозно-политическое движение, и в дальнейшем образование государства – все эти моменты являются подтверждением значимости принцип «аль-аууалият».
К слову, в учении дауат постепенное возложение религиозных обязанностей в соответствии с природой человека основано на аятах Корана. К примеру, Аллах не сразу категорически запретил пьянку среди сахабов. Всемогущий ниспослал аят: «Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы»» (Бакара, аят 219), и таким образом дал понять, что спиртное оказывает пагубное влияние на человека.
Спустя время Аллах в аяте 43 суры «Ниса»: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными» окончательно запретил употребление спиртного. Когда сахабы один за другим бросали пить, чтобы бесповоротно остановить пьянство, Аллах ниспослал следующий аят: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники [или: идолы] и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза» (Маида, аяты 90, 91).
На самом деле, эти аяты, ниспосланные друг за другом, не говорили о том, что спиртное можно употреблять временно. Если бы Всевышний пожелал, он бы вмиг запретил пьянство. Но Великий Создатель сделал так, чтобы люди сознательно принимали решения и шаг за шагом предпринимали попытки для избавления от этой вредной привычки. Так как осознанное принятие веры – одно из обязательных условий.
Посланник Аллаха (с.г.с.), отправляя своего представителя к наджранским христианам, сказал: «Ты отправляешься к последователям христианства. Сначала призови их засвидетельствовать: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – Пророк Его». Если они повинуются, скажи, что Аллах указал совершать пятикратный намаз. Если согласятся с этим, объясни, что долгом состоятельных людей является раздача закята беднякам. В случае, если согласятся, не бери их самое ценное имущество. Опасайся немилости подвластных. Между их молитвами и Всемогущим Создателем нет преград» (Бухари).
Если рассмотреть детально, то можно увидеть, что досточтимый Пророк (с.г.с.) приветствовал, чтобы наджранские христиане (в случае принятия ислама) выполняли религиозный долг постепенно. Кроме того, напоминал, чтобы не предпринимались никакие действия, оскверняющие их чувства. Таким образом, он показывал важность религиозной пропаганды, необходимость учитывания проповедниками настроения слушателей и постепенное внедрение религиозных ценностей в сознание.
Также он говорил, что человек должен быть волен в своих действиях. Значит, будет неверно внутренне не готового человека подталкивать к полному выполнению религиозного долга.
Мухан ИСАХАН
Перевод Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВОЙ