Известно, что изначально имам Ибн Таймия, в вопросах акыды (вероубеждения), придерживался взглядов имама Аль-Ашари (рохматуллахи аляйхи). То есть был ашаритом!
В своем сборнике «Маджмуга аль-фатауа» приводятся слова имама Таймии, где он объясняет сыфат (качество) – аль-ихтиярия (изменяемость).
Сразу же отметить, что сыфат «аль-ихтиярия» (неизменяемость) присущ творениям. Неизменяемость присуща одному лишь Всевышнему Аллаху. Приписывание же сыфата «аль-ихтиярия» (изменяемости) Всевышнему Аллаху является антропоморфизмом. И приписывание имамом Ибн Таймией Всевышнему Аллаху сыфата «аль-ихтиярия» является главным отличием его акыды от акыды ахлюс-сунны уаль-джамаа.
Имам Ибн Таймия указывал, что мутакаллимы (ученые в области акыды) придерживались мнения, что Всевышний Аллах не описан сыфатом «аль-ихтиярия». То есть до имама Ибн Таймии ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа верили, что Всевышний Аллах неизменяем. И имам Ибн Таймия говорит, что они, то есть ученые того времени, в том числе и он сам, придерживались убеждения, что Всевышнему Аллаху не присуще качество (сыфат) «аль-ихтиярия» и что это вероубеждение они переняли от своих отцов. Как известно дед и отец имама Ибн Таймии были большими учеными ханабиля (ханбалитского мазхаба). А ханбалиты, как и другие ученые мазхабов ахлюс-сунны уаль-джамаа, отрицали изменяемость Всевышнего Аллаха. Ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа верили в то, что Всевышний Аллах кадим (предвечный), что Он неизменяем. И если бы Всевышнему Аллаху был присущ сыфат «аль-ихтиярия», то это указывало бы Он является творением. Такова была акыда ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа, берущее начало со времен Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и дошедшее до нас.
Упомянув, что его предки придерживались взглядов ахлюс-сунны уаль-джамаа имам Ибн Таймия сказал, что перед ними стал выбор – следовать религии отцов или же следовать тому, что пришло в Коране, и что они выбрали следование Корану.
Это очень важное признание имама Ибн Таймии доказывает, что у него не было преемственности в вопросах акыды. То есть его знания, касающееся акыды, не берет начало от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сахабов, табигинов и атбагут-табигин, ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа. Более того сам имам Ибн Таймия открыто указывает на то, что ученые до него, в том числе его дед и отец, которые были учеными ханбалитского мазхаба, придерживались другой акыды (вероубеждения), противоречащей той, которой он обучал. В этом случае имам Ибн Таймия подобен основоположнику уаххабизма Мухаммаду ибн Абдул-Уаххабу, который тоже писал, что он осознал, что все в мире, в то числе и он сам, находятся в заблуждении, в ширке (идолопоклонничестве), не понимали таухида (единобожия). Потом ему пришло озарение, и он осознал это.
Его духовный наставник имам Ибн Таймия также признавал, что вера в сыфат «аль-ихтиярия», то есть изменяемость Всевышнего Аллаха пришла ему через озарение, что он читал книги и вдруг понял, что ашариты в заблуждении, что никто не понимает акыду саляф (праведных предшественников). То есть оказывается до него, то есть имама Ибн Таймии, никто не знал, каково было вероубеждение сахабов, табигинов и атбагут-табигин. Таково фантастического уровня признание имама Ибн Таймии!
Возникает вопрос! А как так случилось, что акыда саляф (сахабов, табигинов, атбагут-табигин) исчезла, что вдруг прекратилось изучение их акыды? Как случилось так, что прервалась, по собственному признанию Ибн Таймии, цепочка передачи достоверных знаний из поколения в поколения о сыфатах Всевышнего Аллаха? И вдруг появляется имам Ибн Таймия, который через озарение понял, каким было вероубеждение сахабов, табигинов и атбагут-табигин.
Еще раз напомним, что ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа, то есть ученые четырех мазхабов, матуридиты и ашариты, следовали тому вероубеждению, которое было у саляф (сахабов, табигинов, атбагут-табигин). Согласно этой акыде Всевышнему Аллаху не присущ сыфат «аль-ихтиярия» (изменяемости). Всевышний Аллах неизменяем, так как изменяемость указывает сотворенность. Таким образом имам Ибн Таймия сформулировал свою концепцию изменяемости Всевышнего Аллаха, согласно которой изменяемость является Его совершенством. Сам имам Ибн Таймия признает, что он не перенял такое понимание от устазов (наставников), а сам воссоздал его через озарение.
И да убережет нас Всевышний Аллах от подобных заблуждений! Аминь!
Абдусамад Махат
Ас саляму ‘алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух!
Очень хорошая и полезная статья баракаЛлаху фикум, единственный момент на который хотел указать, что вы, можно сказать, слово в слово передали стенограмму аудио рецензии устаза Абу Али аль-Ашари (хафизаху-Ллах) на ролик салафитского такфириста Ахмада Хазими.
Аллах знает лучше, но наверное правильнее будет написать внизу под текстом, что слова взяты из данной рецензии, а не подписывать его под своим авторством. Если конечно дело обстоит так, как я описал, что слова взяты именно оттуда, а Аллах Всевышний знает лучше!