Особую озабоченность казахстанского общества вызывает «салафизм», радикальные представители которого неоднократно были замечены в совершении противоправных действий.
Корреспондентам удалось провести беседу с бывшим салафитом по имени Аслан, который, слушая проповедников деструктивного течения, ушел по ложным коридорам исламского вероучения.
Как вы стали религиозным человеком?
Я вырос в казахской семье в Актобе. Много времени проводил на улице, родителей толком никогда не слушал, школу практически не посещал. У нас постоянно на улице были драки. Примерно в 8-м классе познакомился с ребятами, которые были связаны с криминалом. Однако, со временем у меня появилось ощущение дискомфорта. Чувствовал, что что-то не так. Однажды, проходя мимо мечети, услышал Азан. Придя в мечеть, я увидел, как люди молятся. Какой-то порядок у них есть. Все были в земном поклоне. В том месте, куда я зашел, у меня появилось какое-то в жизни спокойствие. Мне показалось, что это мой путь. Подумав об этом, я принял ислам, решил читать пятикратный намаз. Сразу же отказался от всех своих прежних друзей, которые тянули меня куда-то на драки, на дискотеки. Я все это в один момент бросил, потому что почувствовал какую-то радость, которую искал всю жизнь.
– Как вы поняли, что превратились в человека, заблудившегося на пути получения религиозных знаний?
– Точно не помню, в какой период это началось. Я тогда и не осознавал, что делаю. В мечети познакомился с молодыми людьми, которые придерживались салафитских убеждений. Ну, они сами так себя называли. Объясняли, что это единственный и правильный путь в исламе. Кто-то подсказал посмотреть в интернете лекции проповедника Саида Бурятского (салафитский идеолог, участник террористических групп). В ходе общения с братьями-мусульманами, я все чаще слышал высказывания о самопожертвовании ради религии. Где-то в 2008 году, зимой, в декабре или в январе, к нам приехал проповедник Саид Бурятский. Так получилось, что мы 5 дней жили в одной квартире. Там я получил у него знания. На тот момент я думал, что это правильно – то, что он говорил. Он там ни разу не употреблял плохих слов: «это неверные, их надо убивать, это кафиры, надо совершать джихад». Ничего такого он не говорил. Слова его мне понравились, говорил он красиво. Тогда мне казалось, что он один из самых грамотных людей. Для себя я решил, что буду следовать его наставлениям. Я воспринимал его как одного из своих братьев-мусульман, обладающего большим количеством религиозных знаний. Мне нравилось, что Бурятский пользовался большим авторитетом среди моих знакомых из числа «братьев» (так мы (те, кто придерживался салафизма) обращались друг к другу). В апреле 2009 года я увидел первое видео Саида Бурятского в интернете. Это был его призыв к вооруженному джихаду. Сначала это меня шокировало. Потом я стал задумываться. Если он там, на джихаде, значит, мне тоже надо туда ехать. Сейчас я сожалею. Я знаю, что неправильно поступил, и мысли у меня тоже были неправильные. Но тогда я воспринимал Бурятского как истинно-знающего, как своего брата-мусульманина. Я был обычным человеком, который совершал первые шаги в религии и не имел достаточного уровня знаний.
Теперь я понимаю, что мое заблуждение, знакомство с салафитами в мечети и Бурятским, следование их наставлениям повлекло за собой череду проблем в моей жизни. Я помню, что Бурятский приводил доводы в отношении мусульман. Говорил, почему вы ничего не делаете, когда убивают братьев и сестер. Он записывал много разных видео, на которых делал призыв к джихаду. Когда я впервые увидел, подумал, что если этот человек сделал такой шаг, значит, я тоже должен сделать, и начал уже дальше искать информацию именно про вооруженный джихад. Я искал ту информацию и тех людей, которые бы сказали, что путь вооруженного джихада является правильным. В тот момент я чувствовал, что половина меня перешла на ту сторону, на сторону радикализма.
Постепенно у меня стали появляться мысли о том, что жизнь других людей может быть дозволенной. Я уже не размышлял, где правда и где ложь. Понимаете, это было не просто. На протяжении месяца не кушал, у меня были стрессы. Я ни с кем не разговаривал. У меня настроения не было. Я думал, что я какой-то мусульманин-трус, который отсиживается дома, когда там братья воюют. В руках с автоматами защищают детей, почему я не могу защитить?! Я же пришел в эту религию, я поехал, думая, что я что-то смогу сделать, какую-то пользу принести этим. Я много видел видео, на которых угнетают мусульман, мусульманок, убивают. Все эти видео посылал мне Бурятский. Сейчас я понимаю, что готов был пожертвовать своей жизнью, говоря при этом, что совершаю джихад, ради убеждений, которые были неправильными. Многое я оставил. Самое дорогое оставил. Во-первых, я оставил родителей, которые воспитывали меня с детства. Оставил дочку, жену. Жена у меня на тот момент была беременна на четвертом месяце. Она умоляла, плакала, чтобы я не уходил.
Но я слепо следовал наставлениям салафитских проповедников. Я поставил цель, что кто бы передо мной ни встал, я бы никого не послушал бы, потому что у меня было бешеное желание ехать и воевать, взорвать что-нибудь или самому взорваться. У меня в голове только это и было. Уезжая, я потянул с собой еще двух ребят, своих братьев, можно сказать, с которыми я учился со второго класса. На тот момент я думал, что это шайтан меня обольщает и хочет оставить меня дома с родителями и детьми. Я переборол эти чувства.
Приехав в Чечню, я увидел своими глазами, что все это ложь. Мои так называемые братья и Бурятский совершали ужасные вещи. Мы никого не защищали, наоборот, мы нападали на мирных людей. Я не знаю, почему они это делали, но Бурятский говорил, что все они заблудшие и должны умереть в назидание остальным. На самом деле там мы не были братьями. Тем, кто приехал издалека, давали сложную и черную работу, а местные только командовали. Два моих одноклассника погибли.
Мне удалось сбежать и сдаться властям. Меня вернули на родину. Я сейчас понимаю, что совершил очень много плохого, подвел свою семью, из-за меня погибли мои одноклассники. Мне до сих пор стыдно.
Чтобы вы могли посоветовать тем, кто впервые пришел в ислам?
– Хотелось бы сказать ребятам, которые только пришли в религию. Не слушайте проповедников, не следуйте салафизму, потому что это сейчас тоже самое, что и ваххабизм. Не берите знаний в интернете. Если хотите развиваться, получить религиозное образование, идите в мечеть, спросите у имама совета, позвоните в ДУМК. Я думаю, они обязательно помогут. Если вам говорят какие-то верующие или люди, возомнившие себя идеологами, что нужно обвинять других в неверии, не верьте им. В религии этого нет. Остерегайтесь таких людей. К сожалению, в интернете сейчас много выскочек, которые считают себя учеными. Это не так.
Источник: Nur.kz