В наше время стали часто говорить о заключении брака между мужчинами и женщинами по телефону или через Интернет в режиме онлайн. В то время, когда совершается обряд никаха, самый важный и запоминающийся момент жизни, невеста находится по одну сторону, жених и свидетели – по другую. Насколько законен такой брак?
Известные ученые и авторитетные организации по фетвам подробно изучили этот вопрос и ответили на него, основываясь на законы шариата. В частности, Совет улемов по фетвам и да’ва Ирак, ряд ученых, таких как Вахба Зухайли и Мустафа Зарка, утверждали, что онлайн-браки приемлемы, если только не существует риска обмана и дискриминации законов шариата («Маджаллат аль-Фикх аль-Ислами», 2/867-888).
Многие современные советы ученых, такие как Совет улемов Исламской академии фикха, Постоянный комитет фетв Королевства Саудовская Аравия, Совет улемов Исламского университета Даруль-Улум в Пакистане, а также такие ученые, как Мухаммад Юсуф Баннури и шейх Мухаммад Таки Усмани приняли фетву о недозволенности онлайн-никаха по причине не соблюдения определенных условий шариата («Фатва Дар уль-Улум», 3/558; «Фатава Усмани», 2/204).
Кроме того, ученые Ханафитского мазхаба давно заявили, что существует несколько условий для иджаба (предложения) и кабула (принятия), одно из которых – быть на одном и том же собрании (месте).
Алауддин Касани (да помилует его Аллах) сказал об этом условии: «Что касается условия, касающегося места, где должно пройти бракосочетание, это присутствие двух сторон (жениха и невесты) на одном собрании. Иджаб и кабул должны происходит на одном собрании. Если это другое собрание, то брак не заключается» («Бадаиг ас-Санаиг», 2/232). Алауддин Хаскафи (да помилует его Аллах) также сказал по этому поводу: «Еще одно условие иджаба и кабула состоит в том, что если вступающие брак (жених и невеста) присутствуют в одном собрании, то они должны находиться в одном месте» («Раддул Мухтар», 4/76).
Ибн Абидин в своем заключении этому вопросу приводит отрывок из книги «Аль-Бахр ур-Раик»: «Брак не заключается, если это другое собрание. Если один из вступающих брак делает иджаб (предложение), а другой встает и уходит или делает что-то еще, иджаб не принимается… Нельзя заключать брак во время верховой езды или пешей прогулки. Однако, если брак заключается на корабле (судне), то он действителен. Потому что корабль считается как одно место» («Раддул Мухтар», 4/76).
При бракосочетании, по шариату, супруги и свидетели должны присутствовать на одном собрании. Это условие является доказательством недействительности заключения брака по телефону, через Интернет или другие современные средства связи. Кроме того, сегодня никто не может гарантировать, что никах не будет использован в своих корыстных целях.
Хасан Аманкул