Вопрос: Можно ли в кредит проводить поминки по усопшему?
Ответ: у нас, хотя шариат и не требует этого, принято проводить поминки по усопшему. К примеру, 7 дней, 40 дней, годовщину. Поэтому проведение любых поминок следует рассматривать с точки зрения обычая, а не шариата. К тому же шариат не вменяет делать расходы тому, кто не в состоянии сделать это. Но как часто бывает это у нас, если кто-то умирает, то его самые его близкие, то есть один из супругов, дети и т.п., стараются провести поминки и при этом не учитывают свое материальное состояние. И вопрос, касательно проведения поминок в кредит, касается именно материального состояния родственников усопшего. То есть если возникает вопрос о проведении поминок в кредит, это говорит о том, что материальное состояние родственников усопшего вынуждает их взять кредит. То есть в долг. Но, как сказано выше, шариат не вменяет проводить поминки, тем более в кредит. Хотя бы потому, что наша банковская система не соответствует требованиям шариата. Ведь в нашей банковской системе существуют ростовщичество, что запрещено шариатом. Это самая первая и важная причина, почему нельзя проводить поминки в кредит!
Следующая причина! Поминки в кредит добавляет родственникам покойника проблем. Мало того, что они лишаются близкого человека, вдобавок к этому нужно брать кредит для проведения поминок, который, с процентами, будут вынуждены выплачивать жена или муж покойника, или же дети. Насколько это соответствует рационально с точки зрения шариата, да и просто с точки зрения человечности?!
Да, наше воспитание не дает нам игнорировать обычаи. И чтобы провести поминки или же справить свадьбу мы готовы на все! Если надо, то влезть в долги! Но давайте зададимся вопросом! Кому это надо? Усопшему? Но разве усопший мечтал о том, чтобы, к примеру, его дети жили в долгах? Разве он не желал детям достатка и благополучия? Может кто-то из родственников усопшего преследует цель жить с непомерными долгами? Тогда почему это надо связывать именно с поминками по усопшему? Есть же множество других вариантов влезть в долг!
С точки зрения Ислама смерть, кончина – это не конец жизни. Смерть – это лишь переход в другую стадию жизни, в иной мир. Именно поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) называл смерть «малым Ахиратом» или же его началом. Поэтому человек является усопшим с точки зрения бренной жизни. А в потустороннем мире, к примеру, находясь в могиле, в промежутке между бренным миром и Ахиратом, он испытывает как радость и наслаждение, так и боль и мучение. Все зависит от его имана в бренном мире и его деяний, которые он совершал.
На состояние усопшего также влияют и деяния его близких, их молитвы. Ведь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда умирает сын Адама, то обрываются его деяния, кроме трех: непрерывная милостыня, знания, от которых получают пользу, праведный сын, который будет молиться за него».
Да, усопший получает воздание за любое благое деяние своих детей, действия которых являются логическим продолжением воспитания, которое усопший дал своим детям. И здесь возникает логический вопрос! А если дети усопшего совершают деяние, которое, согласно шариату, определяются в качестве греха, что тогда? Это будет влиять на загробную жизнь усопшего подобно тому, как влияют на потустороннюю жизнь благие деяния детей. Поэтому те, кто проводит поминки в кредит, должны задуматься о пользе этого для покойника!
Во всем, в том числе и в вопросе проведения поминок, должен преобладать здравый смысл! Близкие, родственники, соседи, знакомые покойника не должны оценивать поминальный стол, место его проведения. То есть где проводятся поминки? Дома за скромным дастарханом, в кафе или в дорогом ресторане? На какие деньги проводятся поминки? Каким путем проводятся поминки? Дозволенным или же запретным? По сути, поминки проводятся с целью одарить покойника воздаянием за поминки, за чтение Корана на поминках, дуа и молитвы. Основу этих действий должна составлять дозволенность с точки зрения шариата, а этой основой являются деньги, на которые проводятся поминки!
Абдуссамат МАХАТ