Наурыз – праздник весеннего равноденствия, обновления природы.
В годы Советской власти древний праздник был запрещен, как «националистический и религиозный пережиток». Впервые после долгих лет забвения Наурыз в Казахстане отпраздновали в конце 80-х. С обретением Независимости старинный обычай встречать с размахом день весеннего равноденствия вернулся в казахстанские степи.
За сравнительно короткое время Наурыз стал поистине любимым и народным праздником. Он символизирует собой не только начало весны, пробуждение Земли,но и призывает к единству, культивирует ценность семьи, родственных уз.
В дни Наурыза люди готовят угощение, сажают деревья, принимают гостей и навещают родных. Помимо этого, в Наурыз есть замечательная традиция мириться и мирить тех, кто находится в ссоре. И именно в эти дни, как правило, мировых соглашений больше. Даже те, кого острые ножны обид держали цепко, не оставляя прощения и возможности услышать голос, призывающий к миру, прислушиваются, осознают, что жить в мире всегда лучше.
В последние годы нередко слышны голоса, выступающие против Наурыза. Свою позицию противники аргументируют тем, что называют праздник языческим, противоречащим Исламу. Возможно, что своеобразной причиной этого служит обилие обрядовых традиций, сакральность, которую придают в народе Наурызу. Так, например, главное блюдо праздника – Наурыз көже – включает семь основных ингредиентов. Самому дню предшествует практическое и духовное очищение как жилища, так и внутреннего состояния человека. Хозяйки убирают жилища, избавляются от старого хлама, ненужных вещей.
Многие годы в стране царствовал атеизм, национальные традици были преданы забвению, были поетряны истоки, забыты скрепы национальной ментальности, и все это не прошло бесследно.
Грех или не грех?
Так все же, запрещает Ислам праздновать Наурыз или нет?
Ответить на эти вопросы мы попросили специалистов Духовного Управления Мусульман Казахстана. Ниже приводим ответ Отдела шариата и фетв ДУМК.
Одним из праздников, возрожденных после обретения Независимости, является Наурыз. Степной народ издревле с большой радостью встречал день равноденствия, знаменующий собой окончательный уход зимы и наступление весны.
В этот день казахи накрывают щедрый дастархан, участвуют в национальных играх,сажают деревья, но самое главное, люди стараются забыть все обиды, оставить их ушедшей зиме, чтобы они растаяли , как снег. Главное блюдо стола – наурыз коже. Пережившие зиму степняки варили этот символ весны, вкладывая особый смысл в каждый ингредиент.
Обязательно на столах присутствует и молочная продукция. «Ақ мол болсын!», «Жаратушымыз жарылқасын!», – так казахи желают друг-другу благоденствия, достатка. Как видите, ничего предосудительного.
Однако, есть противники Наурыза, утверждающие, что праздник противоречит Исламу. Корень такого убеждения уходит вглубь веков.
В давние времена восточные народы в ночь с 21 на 22 марта жгли костры, чтобы встретить новый, наступающий в свои права год ярко и при свете огней. Кроме того, они прыгали через костры, веря, что таким образом они очищают себя от невезения, неудачи, сглаза и других негативных информаций.
В Исламе поклонение огню считается ширком, то есть приданием сотоварища Всевышнему. В книгах по фикху и фетве Ханафитского мазхаба, есть мнения ученых о том, что празднование Наурыза является неправедным, то есть «харам», приравниваемым к вероотступничеству. Но, это относится только к вопросу поклонения огню.
То есть, о человеке, празднующем Наурыз, согласно верования поклонения огню, совершающего религиозные ритуалы (огнепоклонства), называли «вероотступником», причисляя его к совершившим харам.
В данное время, праздник сохранил свое название – Наурыз, но поменял свою содержательную часть, изменилась и форма празднования.
Доподлинно известно, что в последующие эпохи, правители из числа мусульман не были против Наурыза.
Исторические книги свидетельтсвуют, что сахабы Хазрет Али и Мугауия не были противниками Наурыза. По данным историка аль-Хатыб аль-Багдади, дед имама Абу Ханифы Нугман ибн Марзубан предложил Али ибн Али .Талибу (р.а) в день Наурыза блюдо «фалязуаж».
Хазрет Али спросил его:
- «Что это?»
И Нугман ибн Марзубан ответил:
- «Это вкусное блюдо, приготовленное в честь Наурыза». Тогда сахаба Али (р.а), сказал:
- «Приносите нам каждый день такую еду».
Аль-Якуби в своей исторической книге писал:
«Сахаба Мугауия (в бытность халифом) направил письмо главе Басры Абдуррахману ибн Аби Бакру, в котором наказывал принести ему подарки к наурызу».
Если бы праздник Наурыз был харам, то есть запрещенным, то и подарки в честь него тоже должны были быть харам.
Любая традиция ассимилируется, приспасабливаясь под религиозные верования народа. Можно с уверенностью сказать, что Наурыз полностью адаптировался под традиции и религию нашего народа.
Сегодня Наурыз, утратив свои религиозные оттенки, когда-то присутствовавшие в его содержании, такие как поклонение огню, стал больше традицией, хорошим праздником с обрядовыми ритуалами, не противоречащими Исламу, такими как наурыз коже, примирение сторон, посадка деревьев и другие.
В качестве доказательства можно привести один из основных принципов фикха – исламского права, который гласит: «Традиции и обычаи – судьи». То есть, при отсутствии конкретных доказательств, хукм, то есть решение выносится, на основе сформированных среди народа традиций и обычаев.
Празднование Наурыза не противоречит шариату. И никаких причин связывать его с религиозными верованиями, нет. Как раз наоборот, подобные традиции и обычаи укрепляют единство народа, благотворно влияя на социальное настроение общества.
Резюмируя все вышесказанное, отметим, что все разговоры о том, что Наурыз праздновать неправильно, что это не соответствует Исламу – беспочвенны. Не стоит вносить раскол в целостность народа.