Сразу же скажем, что ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа единогласны в том, что можно посвящать воздаяние за чтение Корана покойникам, в то время, как приверженцы саляфизма не согласны с такой точкой зрения.
Наш пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Читайте суру «Ясин» своим усопшим». (Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад, Ибн Хиббан)
Согласно ханафитскому мазхабу воздаяния за чтение Корана приносят пользу как усопшим, так и живым. («Хидая», «Бадаиъ», «Бахр» и др.)
Этой же точки зрения придерживались у ученые остальных трех мазхабов ахлюс-сунны уаль-джамаа. Так, факих ханбалитского мазхаба имам Ибн Кудама (рохматуллахи аляйхи), в своей книге «Мугни» сказал следующее: «Точно так же, как усопший получает пользу от всего, что приближает человека к Господу, он получает пользу и от чтения Корана. Следовательно, какое бы ни совершал человек приближающее его к Аллаху деяние, если он посвятит полагающееся за это воздаяние усопшему, с позволения Аллаха, тот получит пользу».
Из сказанного выше следует, что чтение Корана усопшему дозволяется, вне зависимости от того, находится покойник в могиле (погребен), или нет.
Да, воздаяние за чтение Корана, посвященное покойнику достигает его при условии, что чтец Корана должен читать его искренне, только ради Аллаха и быть далеким от всякой корысти. Следует отметить, что от заказного хатма Корана за определенное вознаграждение или за другие выгоды, от чтения отдельных сур Корана по заказу нет воздаяний ни усопшему, ни живому.
Приверженцы саляфизма, аргументируя свои взгляды, касающиеся посвящения воздаяний за чтение Корана покойникам, ссылаются на хадис, переданный от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда умирает человек, то все его деяния прекращаются, кроме трех: непрерывных пожертвований, знаний, которые остаются и приносят пользу другим, и благочестивого ребенка, просящего за него (родителей)». При этом приверженцы саляфизма упускают из виду то, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не сказал, что принесение покойному пользы другим человеком прекращается, а сказал, что прекращается совершение деяний этим человеком (умершим).
Приверженцы саляфизма также упускают из виду тот факт, что сподвижники также были согласны с тем, что можно посвящать воздаяния за чтение Корана покойникам.
Абдуссамад Махат