Вопрос: можно ли пересаживать волосы?
Ответ: пересаживание волос – трансплантация волос.
Среди ученых существует два мнения по этому вопросу. Некоторые ученые считают пересадку волос формой изменения творения Всевышнего Аллаха. («Аль-Маусугату аль-муйассара фи фикхи аль-кадая аль-муагасара»).
Некоторые ученые рекомендуют лечить растущие и укореняющиеся волосы, нанося их на поврежденную кожу головы. Они считают, что «пересадка волос – это лечение для естественного восстановления волос, а не для изменения творения Всевышнего Аллаха» («Ахкаму джарахатиль-таджмили филь-фикхи аль-ислами». «Аль-Маусугату аль-муйассара фи фикхи аль-кадая аль-муагасара»).
В хадисе, который передали имам Бухари и имам Муслим от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал о трех людях: прокаженном, лысом и слепом, которых решил испытать Всевышний Аллаха. Всевышний Аллах послал к прокаженному ангела в человеческом облике, который явился к нему и спросил: «Чего ты желаешь больше всего?» Тот ответил: «Нормального цвета, здоровой кожи, и чтобы ушло то, из-за чего люди питают ко мне отвращение».
Выпадение волос или облысение оказывает негативно влияет на некоторых людей. Поэтому для лечения такого дефекта разрешена пересадка волос. Это основывается на принципе фикха: «При сильной необходимости разрешается».
В Резолюции № 173 (11/18) 18-й сессии Исламской академии фикха, который прошел в Малайзии в 2007 году, касательно пластической хирургии говорится следующее: «В целях устранения дефектов, возникших при определенных обстоятельствах, ожоге и т.п. при необходимости разрешается пластическая операция. Согласно этому, если у человека в результате болезни выпали волосы, ему разрешается пересадка волос». В этом случае допустимо удалить отрастающие и укоренившиеся донорские волосы с тела и имплантировать их в лысину головы.
Следует учитывать, что пересадка волос осуществляется путем введения синтетических волокон в лысину головы. При этом могут использоваться препараты, которые наносят вред человеческому организму. Шариат не допускает причинения вреда себе или другим. К тому же синтетические волосы не растут. Также сложность заключается в том, что такие волосы сложно стричь.
Поскольку наращивание искусственных волос только скрывает внешний дефект, некоторые ученые запретили трансплантацию искусственных волос («Ахкаму джарахатиль-таджмили филь-фикхи аль-ислами». «Аль-Маусугату аль-муйассара фи фикхи аль-кадая аль-муагасара»).
Тем не менее, некоторые ученые разрешили пересадку волос, если нет другой альтернативы и это не наносит вред человеку, к примеру, коже головы.
Согласно ханафитскому мазхабу разрешается наращивать волосы искусственными или животными волокнами волос. («Хашияту Ибни Абидин». «Аль-Фатауа аль-хиндия». « Умдатуаль-Қари»)
Касательно использования чужих волос ханафитский ученый Бадруддин аль-Айни сказал: «Человеческие волосы не должны продаваться или использоваться. Среди ученых по этому поводу нет разногласий. Только с точки зрения имама Мухаммада допустимо использование чужих волос». («Аль-Биная, шарху Аль-Хидая).
Из сказанного выше следует, что:
– Разрешается брать натуральные волосы человека, то есть с определенных частей тела и имплантировать их, к примеру, в лысину головы;
– Пересадка волос разрешена только в случае необходимости. Однако нельзя торговать человеческими волосами. Это – харам!;
– Пересадку волос следует делать с целью лечения, а не для изменения творения Всевышнего Аллаха. Поэтому волосы нельзя имплантировать в иллюзорных целях;
– Пересадка искусственных волос допускается, если они не повреждают кожу головы человека и нет другого способа устранения дефекта.
Один из главных принципов имплантации волос – пересадка волос не должна противоречить естеству человека. То есть если он красив, привлекателен от природы, зачем ему подвергать себя процедурам по пересадке волос?
Выпадение волос или же отсутствие их от природы, не должно становиться причиной психологических проблем, так как в мире людей, которым свойственно облысение, гораздо больше, чем людей с нормальными волосами. Поэтому выпадение волос или же их отсутствие не должно порождать в человеке комплекс неполноценности. Следует помнить, что:
- Всевышний Аллах создал каждого из нас в прекраснейшем облике. («Ат-Тин», 4 аят);
- Всевышний Аллах не смотрит на вашу внешность и на ваше богатство, а смотрит на ваши сердца и на ваши деяния. (Муслим);
- За исключением необходимости, предусмотренной шариатом, имплантация волос является условностью, которую мы насаждаем сами себе.
Истина ведома одному лишь Всевышнему Аллаху!
Абдуссамат Махат