Вопрос: Можно ли использовать закят на расходы мечети?
Ответ: В Коране сказано, что закят отдается восьми категориям людей: «Поистине, (обязaтeльныe) милocтыни (пpeднaзнaчeны) тoльĸo для нищиx (тex, y ĸoтopыx ничeгo нeт), бeдныx (тex, ĸoтopыe живyт в нeдocтaтĸe), paбoтaющиx нaд этим (cбopщиĸaм зaĸятa), (a тaĸжe) тeм, cepдцa (ĸoтopыx) пpивлeĸaeмы (ĸ Иcлaмy, c нaдeждoй, чтo oни пpимyт Иcлaм), для выĸyпa paбoв, для дoлжниĸoв (ĸoтopыx oбpeмeнeны дoлгoм), и нa пyти Aллaxa, для пyтниĸa (ĸoтopый ocтaлcя бeз cpeдcтв пpoдoлжaть пyть), – ĸaĸ oбязaтeльнoe (пpeдпиcaниe) oт Aллaxa. Beдь Aллax – Знaющий и Мудрый» (сура «Ат-Тауба», аят 60).
Большинство ученых объясняют значение слова «на пути Аллаха» как «джихад, воин в походе» (Ибн Джарир аль-Табари, Джамиг аль-Баян, 14/320.Куртуби, аль-Джамиг ли ахками аль-Куран, 8/185. Ибн Араби, Ахкаму аль-Куран, 1/369. Шаукани, Фатху аль-Кадир, 2/373. Аль-Маусугату аль-фикхия, 23/322). В ханафитскоммазхабе эта категория людей должна быть нуждающейся и бедной (Маргинани, аль-Хидая, 1/121).
В своей книге «Аль-Фатава аль-Хиндия» Абу Юсуф объясняет значение слова «на пути Аллаха» как «бедные, которые сражаются на пути Аллаха», в то время как имам Мухаммад говорит: «Это дается паломнику, кто остался на полпути». Мнение Абу Юсуфа верно»(Аль-Фатава аль-Хиндия, 1/188).
Вместе с этим есть ученые, которые говорят, следующее, если выплачивается закят в пользу поломнику, которые еще находится в пути счетается правильным. И хадж поломника также будет действительным (Джассас, Ахкам аль-Куран, 3/156). Таким образом, выплата закята ограничена восемью категориями, упомянутыми в Коране.
Строительство мечети и другие строительные объекты в нее не входят. Потому что закят – это право (хак) нуждающихся. Помочь человеку выйти из бедственного положения намного важнее, чем построить мечеть. Кроме того, главное условие закята – это передача денег на руки нуждающихся. А выплатой закята на строительство мечети это условие не выполняется (Бадаи аль-Санайиг, 2/456).
Некоторые ученые говорят, что слово «на пути Аллаха» включает в себя все добрые дела. Потому что это слово является обобщением. Нельзя ограничивать это понятие без явных доказательств. Ученые утверждают, что для этого нет конкретных доказательств (Тафсир аль-Хазин, 3/13.Тафсир аль-Касими, 8/3181. Тафсир аль-Мараги, 10/145. Шейх Махлуф, Фатавашаргия, Абдулхалим Махмуд, аль-ибадаахкамунуаасрарун, 1/344-345).
Фахруддинар-Рази говорит: «Слово «на пути Аллаха» не должно ограничиваться только войной». Имам Каффал подтвердил это значение и сказал в своем комментарии, что некоторые из ученых-факихов сказали: «Закят можно выплачивать на такие благие дела, как для заворачивания тела покойного, строительство крепостей, возведение мечетей. Потому что слово «путь Аллаха» охватывает все добрые деяния» (Мафатиху аль-Гайиб, 6/87).
Относительно вопроса о расходовании закята на мечеть шейха Мухаммада Шалтута спросили: «Разрешено ли тратить закят на строительство мечети?», на что он ответил: «Если в одном селе нет мечети или есть мечеть, но она не может вместить людей и необходимо построить еще одну, то можно выплатить закят на строительство этой мечети. Таким образом, считается, что он выплатил закят категории «На пути Аллаха», упомянутой в суре «ат-Тауба». Это не ограничивается лишь мечетью, а включает в себя и строительство больницы, учебных заведений и другие добрые дела, которые приносят пользу всем мусульманам» (Аль-Фатава аль-Шалтут, 128–129).
Более верным утверждением является то, что слово «на пути Аллаха» означает джихад. Однако слово «джихад» не ограничивается войной, оно имеет широкий смысл. К нему относятся те, кто находится в поисках знаний (Ибн Нуджаим, аль-Бахру ар-Райик, 2/422), так и те, кто призывает к Исламу (Исламская академия фикха, № 3, 210).
Закят выплачивается людям из числа восьми категорий, упомянутых в Коране. Однако при необходимости разрешается выплатить на расходы мечети и медресе (вода, тепло, электричество и т.д.).
Газета «Мунара», №12, 2021 г.