Сразу же скажем, что ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа единогласны в том, что можно читать Коран над могилой умершего и посвящать воздаяние за чтение Корана покойникам, в то время, как приверженцы саляфизма не согласны с такой точкой зрения.
Основным доводом подобного мировоззрения является то, что согласно их мнению, Коран ниспослан для живых, а не для мертвых.
Что же говорят ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа относительно чтения Корана над могилой усопшего?
Имам Науауи (рохматуллахи аляйхи), в своей книге «Аль-Азкар», указал, что: «После захоронения умершего читать над ним начало и конец суры «Аль-Бакара» является сунной». Также имам Науауи (рохматуллахи аляйхи), в своих книгах «Аль-Маджму» и «Рияд ас-салихин» сказал, что имам Шафии (рохматуллахи аляйхи) и его последователи говорили: «Желательно прочесть что-нибудь из Корана у могилы умершего. Но лучше после похорон прочесть Коран полностью».
Все утверждения относительно требований Ислама должны основываться на сказанном в Священном Коране и Сунне, а не должно быть голословным утверждением, в основе которого лежит следование своим страстям (нафсу) или же неграмотность (джахилизм). Так вот, в одним из хадисов сказано: «Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) проходил мимо одной из оград Медины и услышал возгласы двух людей, испытывающих мучения в своих могилах. Посланник Господа (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Они испытывают мучения за малые прегрешения». Но сразу поправился: «Нет, за большие. Один из них был неаккуратен, когда мочился, а другой клеветал». Затем пророк Мухаммад попросил, чтобы ему принесли голую пальмовую ветвь. Сломав ее пополам, он воткнул в каждую могилу по половинке. Сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаха! Зачем ты это сделал?» Он ответил: «Возможно, это облегчит их участь, и это облегчение продолжится до тех пор, пока ветки не высохнут». (Ан-Науауи, «Сахиху Муслим би шархи н-Науауи»).
Известный ученый, имам аль-Хаттаби, опираясь на упомянутый хадис, сказал: «Данный хадис указывает на желательность (мустахаб) чтения величественного Корана на могилах. Когда от тасбиха (зикра) дерева ожидается облегчение для умершего, то ожидание и прошение у Всевышнего облегчения для покойного через чтение Корана над могилой более благодатно и вероятно». (Бадруддин аль-‘Айни, «‘Умда аль-кари шарх сахих аль-Бухари»).
Что касается практикования чтения Корана над могилой усопшего праведными предшественниками, например сахабами и табигинами, то имам ан-Науауи в книге «Аль-Азкар» пишет: «Передано в книге «Сунан» аль-Байхаки с хорошим иснадом, что Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) посчитал желательным после похорон чтение над могилой, начала суры «аль-Бакара» и её конец». Также имам ан-Науауи в «Аль-Маджмуг» сказал: «После завершения похорон рекомендуется задержаться на могиле некоторое время, и делать дуа для покойного, и просить для него прощения. На это указал аш-Шафии, и с этим согласились его асхабы (ученики)».
В книге «Сады праведных» имам ан-Науауи сказал: «Аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Одобряется чтение чего-либо из Корана на могилах, а еще лучше, если прочтут весь Коран».
Следующий момент! Можно ли посвящать воздаяния за чтение Корана усопшим? По мнению приверженцев саляфизма, такое действие является бидгатом (нововведением, которое искажает религию). При этом их мнение не подтверждено ни одним достоверным мнением ученых. А каково мнение ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа? Да, имеются разные мнения относительно пользы от чтения Корана для покойного. Так, имамы Абу Ханифа, Ахмад ибн Ханбал, Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, а также некоторые ученые шафиитского мазхаба и многие богословы первых поколений (саляф) считали, что воздаяние (сауаб) за чтение Корана доходит до покойного. И это мнение ученых подтвержается многими хадисами.
Что касается шафиитского мазхаба, то имам ан-Науауи в «Аль-Азкар» сказал: «Наиболее известным мнением имама аш-Шафи‘и является невозможность дохождения вознаграждения (сауаба) за чтение Корана до умершего, но некоторые шафиитские богословы говорили, что это возможно».
Один из современных богословов Рамадан аль-Буты по этому поводу сказал следующее: «Мнение некоторых о том, что чтение Корана для умерших запретно (харам), не имеет никаких канонических обоснований. Все исламские ученые прошлого и настоящего единодушны в канонической допустимости чтения Священного Корана от имени покойного. Разногласие их состоит лишь в том, доходит ли вознаграждение (сауаб) до покойного или нет? Наиболее вероятно, что оно доходит и полезно покойному». (аль-Буты Р. «Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава)
Остается добавить, что в нашей благословенной религии все действия передаются из поколения в поколение и имеют доводы в свою пользу из Корана и хадисов.
Абдусамат Махат