В этом бренном мире, где всегда соседствуют добро и зло, случаются события, которые оставляют в наших сердцах глубокие незаживающие раны.
В то время как одни молодые люди, проявляя интерес к религии, встают на верный путь и стремятся быть полезными обществу, своей семье и родным, другие их сверстники, выбрав неправильное направление, становятся орудием других народов и выступают с защитой их интересов. Число течений, которые вводят общество в заблуждение, и травят сознание молодежи, растет. Наиболее распространённое среди них – салафизм.
О возникновении салафизма или ваххабизма написано много трудов и проведено исследований. Поэтому я не стану затрагивать эту тему. Отмечу лишь, что основателем идеологической доктрины данного течения в XIII веке стал Ибн Таймия. Но в этой доктрине было много моментов, идущих вразрез с мнениями ученых Ахлу-сунна валь-джамаа. И некоторые пункты в свое время были отвергнуты ими.
Пропаганду учения Ибн Таймия продолжил Мухаммед Абдулуаххаб, проживающий в XVIII веке в Саудовской Аравии. Если обратиться к истории, то можно узнать, что идеология ваххабизма начала распространяться в начале XX века после I мировой войны. Но в виду того, что эта она не нашла предполагаемой поддержки среди большинства мусульманских стран, с целью показать себя с лучшей и выгодной стороны, ее сторонники стали именовать себя и известны по сей день как «салафиты» (якобы придерживаются учений предшествующих поколений).
Но не думаю, что и сегодня салафистскую идеологию поддерживают в обществе. Как может быть поддержана идеология, которая травит умы молодежи, настраивает их против жизни, общества, семьи и родных?! Каким образом течение, сеющее раздор между Родиной и гражданином, обществом и личностью, родителями и детьми, мужем и женой, между родными людьми, сможет привести мусульманина в рай?!
Салафизм – это религиозное течение без будущего. Я могу сказать это с уверенностью. Тому свидетельство и история, и современность. Ислам в сфере вероубеждения состоит из двух школ (матуридитская и ашаритская), а в сфере права – из четырех мазхабов (ханафистский, маликитский, шафиитский, ханбалитский). Это и есть направление Пророка Аллаха (с.г.с) и Его сподвижников.
Оно развивается, распространяется среди людей. А ваххабизм или салафизм временны, их будущее темное и туманное. В это течение молодежь приходит с легкостью, безрассудно, и уходят с отвращением. Оно не дарует спокойствие сердцу и постоянство уму. В чем же причина?
Салафизм – не то течение, которое позволяет верно познать Аллаха. Это бред «псевдоученых», которые наделили Аллаха определенным местом обитания, телом и частями тела. Они очень далеки от слов сахабов и известных табийинов, в том числе сахаба Али (Да будет доволен им Аллах!) и табийина Зайнул Абидин Али ибн Хусайин ибн Али (Да будет доволен им Аллах!): «Ты Аллах, независимый от места», которые всегда были в их дуа. И также далеки от слов Абая: «Он Тот, кто не имеет место, нам дал место и сделал народом».
Салафизм – это «орудие», придуманное коварными людьми для отравления сознания человека, введения его в заблуждение и обращения в манкурта. В то время как Аллах в Коране призывает всех думать, искать, сравнивать, а Посланник Аллаха (с.г.с.) – уместно применять ум, утверждая, что «у кого нет ума, у того нет религии».
А эти? Они при разъяснении аятов Корана и хадисов, ограничиваясь лишь поверхностным их значением, утверждают, что «религию невозможно понять умом, это философия, т.е. заблуждение». Для достижения своих целей они запрещают слушать проповеди имамов мечетей и известных исламоведов, теологов, читать их книги. Свои запреты объясняют тем, что эти проповеди и книги вводят их в заблуждение и нарушают чистоту их веры.
Таким образом, в человеке, который недавно обратился к религии, они порождают недоверие к окружающим и буквально привязывают к себе и своим убеждениям. Поэтому, вполне очевидно, что без глубокого изучения аятов и хадисов, без возможности анализировать религию с точки зрения здравого ума, он в скором времени превратится в настоящего манкурта.
Салафизм – это хитрая политика, определяющая верующего по намазу, а других мусульман, не читающих намаз, относящая к «кафирам», и направленная на порождение вражды между детьми и родителями, родственниками.
Весьма печальна участь тех, кто не ест пищу, приготовленную собственной матерью с молитвой на устах, кто даже не пробует мясо животного, принесенного в жертву собственным отцом! Под влиянием этого течения находятся и молодые люди, которые повышают голос и поднимают руку на родителей.
Салафизм – это течение, нацеленное развести мужа и жену, сделать детей сиротами, а матерей – вдовами. Мы живем в светском государстве, поэтому действительны лишь браки, заключенные в ЗАГСе. Известно, что салафиты, стремясь нанести урон единству в стране, идут на разные подлости и коварства и в этой сфере.
Нередко обманным путем без согласия родителей, в обход ЗАГСа, они женятся на молоденьких девушках. Для этого они даже не ходят к имаму. Брак заключает один из них, кто хоть мало-мальски знает несколько сур, и даже если он едва знаком с соответствующими правилами. Из-за них появились такие виды брака, как «гражданский брак» и «секс-джихад». Подобные браки никакого отношения ни к шариату, ни к традициям наших предков не имеют.
P.S. Во время правления красной империи казахский народ едва не лишился своей религии. Колонизаторы, убежденные в том, что уничтожение религии – это верный путь к уничтожению народа, приложили к этому немало сил. С начала обретения суверенитета наша молодежь начала активно проявлять интерес к религии. Это хороший знак.
Но для сохранения мира и благополучия в стране, не следует идти на поводу у вышеназванных фундаменталистских течений. Очень важно придерживаться обычаев и традиций, которые достались в наследство от предков, а также сохранить язык и традиционную религию.
Нурлыбек САБЫРГАЛИЕВ,
имам мечети «Шұбарқұдық кәсіпшілігі»
Темирского района Актюбинской области,
член международного Союза журналистов
перевод Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВОЙ