Вопрос: Может ли несостоятельный человек дать милостыню?
Ответ: Несостоятельный человек, с точки зрения шариата, это человек, который не в состоянии обеспечить свои потребности и потребности своей семьи, если она у него есть.
Согласно хадису: «Начинай с тех, кого ты обязан содержать»,-человек не может давать милостыню до тех пор, пока не обеспечит себя и свою семью всем необходимым. Естественно, что здесь имеется ввиду повседневные потребности, такие как еда, одежда, дорожные расходы и т.п.
Но шариат не запрещает давать милостыню несостоятельному человеку после обеспечения им своих потребностей и потребностей своей семьи. В этом случае его милостыня будет самой достойной милостыней!
Следующий момент! При наличии долга, является ли должник несостоятельным или же состоятельным, требования запрета на милостыню ужесточаются! Так как, согласно шариату, долг – это имущество того, кто дал ему этот долг. Поэтому шариат требует, первым делом, возврат имущества его хозяину. Тем более, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не будет принята милостыня того человека, члены семьи которого находятся в нужде, и у которого есть долги». (Бухари)
«Кто берёт чужое с намерением вернуть, тому Аллах поможет в этом, а кто берёт с намерением потратить, того Всевышний погубит у которого есть долги». (Бухари)
Однажды наш Пророк (мир ему и благословение) сидел возле того места, куда кладут покойников. Потом он поднял взор, опустил его и, положив руку на лоб, повторил три раза: «Субханал-лах, Субханал-лах, Субханал-лах».
Сподвижники запомнили этот случай и позже спросили его: «За какой проступок будет такое страшное наказание, что ты так сильно опечалился?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «За долги. Должникам, не вернувшим свой долг, Всевышний Аллах скажет в Судный День: «Вы думали, что я оставлю чьи-то права за вами?» И с этими словами передаст все их благие поступки тем, кому они должны. Если же у должника не окажется в запасе благих поступков, то все грехи кредитора будут нагружены на должника». (Табарани)
Из сказанного выше ясно, что:
– несостоятельному человеку, первым делом, вменяется обеспечение себя и своей семьи повседневных потребностей. Лишь после этого он может дать милостыню.
– при наличии долга также требуется, первым делом, вернуть долг. Лишь после этого можно давать милостыню.
Абдуссамат МАХАТ