Новое исследование выявляет сложную картину отношения казахстанцев к религии и светскости, демонстрируя растущую религиозность молодежи на фоне неоднозначного понимания концепции светского государства.
Согласно недавно опубликованному аналитическому отчету “Оценка государственной политики в религиозной сфере населением Казахстана”, казахстанское общество находится на перепутье между традиционными религиозными ценностями и принципами светского государства. Исследование, проведенное в течение трех кварталов, раскрывает многогранную картину отношения граждан к вопросам веры, государственной политики в религиозной сфере и роли религии в современном обществе.
Понимание светскости: равенство vs. разделение
Одним из ключевых выводов исследования стало отсутствие единого понимания концепции “светскости” среди населения Казахстана. Большинство респондентов (67.1%) ассоциируют светскость с принципами равенства – равными правами на свободу вероисповедания (32.8%) и равными возможностями для всех религий (34.3%). Это свидетельствует о том, что в общественном сознании светскость прежде всего связана с идеей религиозного плюрализма и равноправия конфессий.
Однако лишь небольшая часть опрошенных (9.5%) связывает светскость с более строгим разделением религии и государства, например, запретом на ношение религиозной одежды в государственных учреждениях. Интересно, что этот показатель наиболее высок в Атырауской области (18%), что может быть связано с более активной информационно-разъяснительной работой в регионе.
При этом 62.7% респондентов считают, что Казахстан должен придерживаться принципа невмешательства государства в дела религиозных объединений. Это говорит о том, что в обществе есть запрос на сохранение светской модели государства, но с обеспечением свободы вероисповедания.
Молодежь и религия: духовный поиск или модный тренд?
Исследование выявило значительный рост религиозности среди молодежи. Более половины опрошенных (52.6%) положительно или скорее положительно относятся к тому, что все больше молодых людей обращаются к религии. Основными причинами этого называют “заполнение духовной пустоты” (34.7%) и влияние семейного воспитания (30.7%).
Однако есть и тревожные тенденции. В некоторых регионах, таких как Атырауская область (40%), ЗКО (38.9%) и Жетысу (36.5%), религиозность молодежи часто воспринимается как модное увлечение. А в СКО (43.2%) и области Абай (42.6%) высок процент тех, кто считает, что молодежь обращается к религии из-за подражания сверстникам.
Эти данные указывают на необходимость более глубокого изучения мотивов обращения молодежи к религии и разработки программ, направленных на формирование осознанного отношения к вере.
Внешние проявления религиозности: вопрос толерантности
Отдельного внимания заслуживает вопрос отношения к внешним проявлениям религиозности, в частности, к ношению мусульманской одежды. Хотя почти половина респондентов (48.7%) нейтрально относится к этому, доля негативных оценок (31%) значительно превышает долю позитивных (16.3%).
Наиболее высокий уровень неприятия демонстративной религиозности наблюдается в ЗКО (44.4%), г. Астана (36.4%), Мангистауской области (35.2%) и области Абай (34%). Эти данные свидетельствуют о необходимости дальнейшей работы по повышению уровня религиозной толерантности в обществе.
Региональные различия: вызов для государственной политики
Исследование выявило существенные региональные различия в отношении к религии и светскости. Например, в западных регионах чаще воспринимают религию как модное увлечение молодежи и более негативно относятся к ношению религиозной одежды. Это может быть связано с более активными процессами религиозного возрождения в этих регионах.
Такие различия создают дополнительные вызовы для формирования единой государственной политики в религиозной сфере и требуют дифференцированного подхода с учетом региональной специфики.
Заключение
Результаты исследования показывают, что казахстанское общество находится в процессе сложного поиска баланса между сохранением светской модели государства и обеспечением свободы вероисповедания. Наблюдается тенденция к росту религиозности, особенно среди молодежи, но при этом сохраняется запрос на светский характер государства.
Эти данные ставят перед государством и обществом ряд важных задач: формирование более четкого понимания концепции светскости, развитие культуры религиозной толерантности, разработка программ по формированию осознанного отношения к вере среди молодежи, а также реализация взвешенной государственной политики в сфере религии, учитывающей региональные особенности.
АСХАТ АХМЕДИЯР, эксперт по вопросам экстремизма и терроризма