Сыфаты Всевышнего Аллаха: атрибуты Всевышнего Аллаха.
Здесь речь пойдет о таких сыфатах Всевышнего Аллаха, как «уаджх», «йад», «рида», «азаб», которые упоминаются в Коране.
Сразу же предупредим, что все эти слова взяты из Корана, и что в арабско-русских лингвистических словарях эти слова переводятся, как уаджх: лицо, лик, йад: рука, рида: довольство, азаб: гнев.
Приверженцы ахлюс-сунны уаль-джамаа веруют в то, что сказано в Священном Коране, в котором упоминаются такие сыфаты Всевышнего Аллаха, как «уаджх», «йад», «рида», «азаб», с верой в то, что истинное значение этих выражений ведомо одному лишь Всевышнему Аллаху. При этом мы, то есть приверженцы ахлюс-сунны уаль-джамаа, не придаем этим словам значение частей тела, таких как рука, лицо, глаза или же действий, подобных действиям, совершающим созданиями.
Приверженцы саляфизма, напротив, придают дословное значение словам, касающихся сыфатов Всевышнего Аллаха. В качестве примера можно привести некоторые аяты в понимании приверженцев ахлюс-сунны уаль-джамаа и последователей саляфизма. Всевышний Аллах в 47-ом аяте суры «Аз-Зарият» сказал: «Мы воздвигли небо своею мощью». В оригинале слово «мощью» в этом аяте приводится как «биайдин». Ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа во всех тафсирах (разъяснениях Корана), к примеру, в тафсире Табари (рохматуллахи аляйхи), растолковывают слово «биайдин» как «мощь». Последователи же саляфизма, по своей привычке, дают дословный перевод данного слова: руками, что является явным антропоморфизмом. И это странно хотя бы по той причине, что один ученых саляфизма Ибн Базз, на вопрос о значении данного аята, пояснял, что слово «биайдин» означает «мощью». В то же время, давая пояснение словам Всевышнего Аллаха: «Его руки простерты в щедрости» («Аль-Маида», 64 аят), Ибн Базз указал, что у Всевышнего Аллаха есть две руки, хотя ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа разъяснили этот аят как щедрость Всевышнего Аллаха. (Тафсир Табари) Согласно риуаяту Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), когда иудеи высказались по поводу скупости Всевышнего Аллаха, Всевышний Создатель опроверг их высказывания словами: «Его руки простерты в щедрости». Получается, что иудеи понимали слова Всевышнего Аллаха правильнее, чем один из наставников саляфизма?!…
Следует упомянуть, что имам Бухари (рохматуллахи аляйхи), на которого так любят ссылаться последователи саляфизма, разъяснял «биайдин» как: мощь, власть.
Следующий пример! В 88-ом аяте суры «Аль-Касас» Всевышний Аллах сказал: «Все сущее тленно, кроме Него». То есть Всевышний Аллах: вечно живой, вечный. (Тафсир Ибн Касира) Также ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа поясняли слово в этом аяте «ауджхаху», как господство, власть, владычество. Последователи же саляфизма, дословно переводя слово «ауджхаху» как «его лика», утверждают, что у Всевышнего Аллаха есть лицо, что также является антропоморфизмом.
Нельзя не упомянуть о таком примере антропоморфизма последователей саляфизма, как усаживание Всевышнего Аллаха на трон! Дело в том, что согласно вероубеждению ахлюс-сунны уаль-джамаа Всевышнему Аллаху нельзя приписывать такой сыфат (качество), как сидение, усаживание. Доказательством истинности вероубеждения приверженцев ахлюс-сунны уаль-джамаа является то, что ни в Священном Коране, ни в хадисах, а также в высказываниях ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа не говорится о том, что Всевышний Аллах сидит, или же может сидеть. Ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа говорят: «Сидение: сыфат (качество), присущее творениям. Мы не приписываем Всевышнему Аллаху сыфатов (качеств), которые не упоминаются самим Всевышним Аллахом в Коране, или же Его посланником (да благословит его Аллах и приветствует) в хадисах, которые согласно квалификации ученых относятся к хадисам «муттафакун аляйх» (Муттафакун аляйх: достоверные хадисы с одинаковым иснадом (иснад: цепочка передатчиков хадиса) и матном (матн: текст хадиса), переданные имамом Бухари и имамом Муслимом). Что же касается некоторых хадисов, в которых говорится о том, что Всевышний Аллах сидит, то эти хадисы являются не достоверными. Подобные хадисы не могут быть аргументом в темах, касающихся сыфатов (качеств), присущих Всевышнему Аллаху».
В качестве постскриптума хотелось бы привести высказвание имама Тахауи (рохматуллахи аляйхи), который сказал: «Всевышний Аллах превыше границ, ограничений, нужды в частях тела и в инструментах… Кто описывает Всевышнего Аллаха сыфатами (качествами) присущими человеку, является неверующим».